[ Степной поединок ]

В пятницу, 6 августа, часть депутатов Ногайского районного собрания со второй попытки всё же применила процедуру удаления с должности главы МО «Ногайский район» Рашида Аджигайтканова и избрала на этот пост Казмагомеда Янбулатова. Решающему собранию 6 августа предшествовала их первая попытка лишить Аджигайтканова власти, которая была предпринята ещё 27 июля.

Напомним, тогда группа из 16 депутатов созвала внеочередную сессию райсобрания и проголосовала за удаление Аджигайтканова с должности. Но никакой политической силы и эффекта данное решение не возымело. Более того, республиканская власть никак не отреагировала на действия части депутатов, что, естественно, позволило Аджигайтканову продолжить исполнение своих обязанностей.
Всё началось с того, что группа из 16 депутатов Ногайского райсобрания после первой неудачной попытки удаления Аджигайтканова с должности обратилась с письмом в адрес Магомедсалама Магомедова, в котором обвинила действующего главу в том, что он не справился со своими обязанностями, потерял контроль над депутатским корпусом и не влияет на процессы, происходящие в районе. А за две недели до этого Аджигайтканов сам обратился в федеральный суд Ногайского района с иском к шестерым депутатам райсобрания, которые систематически игнорировали сессии собрания. Суд тогда признал бездействие депутатов и принудил их посещать сессии собрания. В соответствии со ст. 73 ФЗ № 131, глава любого субъекта РФ должен распустить представительный орган, если судом установлено, что депутаты в течение трёх месяцев не проводили заседания. И всё же 5 августа из Белого дома за подписью Магомедсалама Магомедова поступило письмо, в котором президент Дагестана едва ли не одним предложением выразил своё согласие с позицией депутатов в их обращении. 
«Несмотря на то что моё удаление произвела непосредственно часть депутатов райсобрания, за этим стоят люди в руководстве республики. Неделю назад меня пригласил начальник Управления по кадровой политике при президенте Дагестана Адам Алиев и сказал, чтоб я написал заявление об уходе по собственному желанию. Я сказал тогда Алиеву, что не буду ничего писать, на что мне было заявлено, что меня «загасят» по­любому через возбуждение против меня уголовного дела. Но я всё же не стал писать заявление об уходе с должности. А через несколько дней на меня возбудили уголовное дело по обвинению в расхищении бюджетных средств», говорит Аджигайтканов.
Что касается Казмагомеда Янбулатова, то он уже был главой района при Магомедали Магомедове. «В 2001 году меня прилгасил к себе тогдашний Председатель Госсовета Магомедали Магомедов и спросил, смогу ли я справиться с районом. Я ему ответил, что если мне окажут доверие, то я постараюсь», рассказывает Янбулатов.
Прокурор Ногайского района Мингляжи Рамазанов в комментариях «ЧК» сказал, что не знаком ни с протоколом последней сессии райсобрания, ни с письменным согласием президента. Он также сообщил, что ему обещали представить из администрации нового главы данные документы ещё утром 9 августа, но до сих пор он ничего не получил. На вопрос, были ли на его взгляд, нарушения в действиях части депутатов удаливших Аджигайтканова, он сказал, что нарушения есть, но говорить о них не захотел.
А нарушения видны и невооружённым глазом. В законе РД № 43 «О местном самоуправлении» есть такие пункты:
1. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учётом мнения Президента Республики Дагестан.
2. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Ни первый, ни второй пункты в случае с удалением Аджигайтканова не соблюдены: не было мнения президента, и на шестой день после удаления не опубликовано решение депутатов.
 
Оставил без квартиры и...
 
Другой муниципал, оказавшийся в опале, – это глава МО «Посёлок Дубки» Магомед Мусаев.
Напомним, 24 июня на сессии поселкового собрания депутаты, воспользовавшись нормами ФЗ № 131 о местном самоуправлении, применили процедуру удаления Магомеда Мусаева с должности, причём за его удаление депутаты проголосовали единогласно, не считая одного депутата – отца Мусаева. Но на следующий, день уже по закону удалённый с должности, Мусаев своим приказом назначает и. о. главы Дубки детского тренера по дзюдо Даида Саидова. В беседе с корреспондентом «ЧК» Мусаев рассказал, что, будучи главой неоднократно отказывал многим дубкинским депутатам в исполнении их несовсем правомерных просьб. В частности, он говорит, что отказал одному депутатув оформлении квартиры в одной из дубкинских пятиэтажек, а вместо этого выдал данную жилплощадь многодетной, нуждающейся в крыше над головой семье. «Естественно, оставшийся без квартиры депутат затаил на меня обиду», – говорит Магомед Мусаев.
И, следовательно, кандидатура Саидова как главы посёлка не могла устроить почувствовавших поддержку президентаместных депутатов. А между тем Магомед Мусаев подал иск в Советский суд Махачкалы, считая своё удаление с должности незаконным. Саидову же долго удержать власть в Дубках не удалось.
13 июля депутаты поселкового собрания провели внеочередную сессию, по результатам которой назначили на должность главы посёлка своего коллегу Шамиля Ибрагимова.
Преодолевать барьеры административного ресурса и правового беспредела пришлось и главе МО «Посёлок Шамилькала» Магомеду Гусейнову.
20 апреля 2010 года руководитель Управления СКП по РД Касумбек Амирбеков возбудил против Гусейновауголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 327 УК РФ ( использование заведомо подложного документа)
13 мая следователь по особо важным делам Буйнакского МРСО СУ СК Джамбулат Белетов обратился с ходатайством в Унцукульский районный суд о временном отстранении Гусейнова от должности, которое суд удовлетворил.
Гусейнов говорит, что глава Унцукульского района Магомедгаджи Тагиров, не имея на то никаких полномочий, издал распоряжение, на основании которого возложил временное исполнение обязанностей главы МО «Посёлок Шамилькала» на своего родственника, директора МУ УКХ Ахмеда Макачева. «Макачев не пытался даже организовать приём-сдачу документации, печатей и штампа Шамилькалы. Вместо этого он, вопреки требованиям закона, заказал новую печать и штамп. При этом меня, кроме прочего, обвинили ещё и в утере печатей, тогда как они находились там, где и должны были быть – в моём служебном кабинете», –говорит Магомед Гусейнов. 21 июля в адрес руководителя управления культуры Унцукульского района поступило письмо от Джамбулата Белетова, в котором следователь просит показать в эфире ТК «Унцукуль» фото Гусейнова с пометкой «Внимание, розыск». В отношении Магомеда Гусейнова возбуждено уголовное дело, избрана мера пресечения, и он объявлен в розыск».
«Я никуда не убегал и не скрывался, а продолжал исполнять свои обязанности главы посёлка. И тогда, когда они меня искали в моём доме, у родственников и где-то там ещё, я находился на своём рабочем месте. Но почему­-то никто ко мне не явился, хотя полсела знали о моём местонахождении», –удивляется Гусейнов.
Далее, 27 июля, в адрес Гусейнова поступило письмо из отделения Федерального казначейства РД по Унцукульскому району, в котором сообщалось, что в районный УФК поступило письмо от главы района Тагирова с приказом не производить расходные операции с лицевого счёта МО «Посёлок Шамилькала», поскольку Гусейнов объявлен в розыск. В свою очередь Гусейнов обратился в адрес руководителя Управления федерального казначейства РФ по РД Сайгидгусейна Магомедова и проинформировал его о действиях Тагирова. В тот же день Магомедов связался со своими подчинёнными в Унцукульском районе и поручил незамедлительно возобновить все финансовые операции с Гусейновым.  
Номер газеты