[ Ставки на осень или Промахи октября ]

В воскресенье, 10 октября, в нашей республике финишировала самая массовая в истории современного Дагестана избирательная кампания в местные органы власти. Несмотря на то что единый день голосования в Дагестане получил положительные отзывы, в том числе и у посетившего нашу республику председателя ЦИК России Владимира Чурова, октябрь 2010 года стал для президента Дагестана Магомедсалама Магомедова серьёзным экзаменом, сквозь призму которого он будет всматриваться в будущее и строить свои дальнейшие отношения с властью на местах.

Эта избирательная кампания в Дагестане запомнится не только своей массовостью, но и беспрецедентными мерами безопасности, принятыми властями для предотвращения возможных беспорядков. Помимо камер видеонаблюдения, в нескольких районах у входа на избирательные участки установили детекторы взрывчатых веществ, а в ряде районов, например в Бабаюртовском, к участкам для волеизъявления граждан подтянули даже танки.
Столица Дагестана встретила воскресное утро опустевшими рынками и улицами без пробок. 96 % голосов, которые набрал действующий мэр и главный кандидат на должность столичного градоначальника Саид Амиров, в принципе, никого не удивили: мало кто сомневался в его нынешних административных ресурсах и уровне влияния. Всё, что могло поколебать позиции Амирова, – это тошнотворное отношение населения к самому институту современных выборов, а проще говоря, банальная неявка в избирательные участки. И 105 тысяч проголосовавших из более чем 300 тысяч обладающих правом голоса – явное тому подтверждение. То есть правом голоса в Махачкале воспользовались только около трети избирателей. И это по официальным данным.
Вообще, по сроку, мы должны были выбирать мэра столицы в марте 2011 года. Наивно полагать, что Саид Амиров предпочёл не тянуть свой вопрос до марта только из-­за нежелания распылять бюджетные деньги или усложнять обстановку в связи с весенними выборами в парламент республики. Амиров ясно понимает, что через пять месяцев ситуация в Дагестане может измениться, да и Магомедсалам Магомедов, позиции которого ещё более окрепнут, будет, возможно, иметь другие виды на руководство столицы. Тем не менее уже на следующий после выборов день Саиду Амирову торжественно вручили решение городского избиркома и удостоверение мэра, а большинство развлекательных и питейных заведений столицы были до отказа забиты отдыхающей столичной элитой.
Очевидно, неожиданным для президента республики стал исход голосования в Ахтынском районе. По последним данным, победу на выборах депутатов райсобрания одержали представители единороссов, возглавляемые главой района Сафидином Мурсаловым.
 
 
Проиграл ему не кто иной, как депутат НС РД Рафик Асланбеков, который заручился поддержкой Магомедсалама Магомедова. Подобная ситуация возникла и с прежним президентом республики Муху Алиевым, когда он попытался препятствовать Гусейну Магдиеву стать главой Цунтинского района в 2007 г. Не помешало Мурсалову и уголовное дело, возбуждённое на него за получение крупной взятки.
А уже через три дня после выборов, 13 октября, 15 из 21 депутата нового состава Ахтынского райсобрания проголосовали за Сафидина Мурсалова, наделив его полномочиями главы района на новый срок.
В соседнем Курахском районе результаты голосования оказались не менее удивительными. Действующий глава Дагир Эмиргамзаев, который в 2005 году буквально смял тогдашнего главу района Сефербека Гамидова, уступил в борьбе за кресло районного депутата Замиру Азизову – брату министра образования и науки Дагестана Магомедфазила Азизова. Последний считается человеком из ближайшего окружения Магомедсалама Магомедова. Но возможный просчёт Магомедова может быть в том, что Эмиргамзаев – брат известного московского предпринимателя Абдуллы Эмиргамзаева.А тот, в свою очередь, пребывает в орбите Сулеймана Керимова, чьё видение политических и экономических перспектив Дагестана совпадает с магомедовским.
Выборы в представительный орган Кулинского района также прошли под диктовку жёстких интриг. Дело тут доходило и до использования огнестрельного оружия, когда за неделю до дня голосования в Махачкале устроили взаимный отстрел двое выходцев из Кулинского района – сторонников разных кандидатов. По результатам голосования явную победу одержал олимпийский чемпион по вольной борьбе Ширвани Мурадов, активно протежируемый бывшим руководителем ОПФ РФ по РД Амучи Амутиновым. Мурадов в ближайшее время, возможно, станет и председателем Кулинского райсобрания.
 
Партаппаратные поединки
 
Острой межпартийной борьбой на прошедших выборах выделился и Кайтагский район. «Патриоты России», возглавляемые Алимом Темирбулатовым, чуть более чем на один процент (22, 5%) смогли обойти единороссов (21, 47%), пользовавшихся нескрываемой поддержкой Белого дома. В дальнейшей борьбе за кресло главы района «Патриоты» должны рассчитывать на поддержку кайтагских коммунистов, лишь немного уступивших единороссам (18, 56%).
Настучали политические партии друг на друга и в Дагестанских Огнях. Единороссы во главе с Галимом Галимовым уступили в борьбе за лидерство в горсобрании «Справедливой России», первым номером от которой шёл действующий мэр города Магомед Гафаров. Таким образом, справедливороссы обеспечили себе 7 депутатских мандатов в городском собрании против 6 мандатов единороссов. За пять дней до выборов Галимов в одной из своих публичных речей заявил, что его поддерживает президент республики. Результаты огнинских выборов, видимо, стали настолько неожиданными и для Белого дома, что уже 12 октября туда приехал вице-­спикер НС Николай Алчиев с целью склонить уже новый корпус огнинских депутатов в сторону Галимова. Между тем, по данным «ЧК», к Гафарову уже примкнули и местные «Патриоты», у которых в новом составе горсобрания 2 мандата.
Чуть южнее, в Дербенте, убедительную победу за кресло мэра одержал Имам Яралиев, за которого отдали голоса более 96 % избирателей. Яралиева можно отнести к той плеяде политиков-тяжеловесов в Дагестане, которые вне зависимости от остроты партийной конкуренции способны гнуть свою линию силой одного имени.
Другая, тёмная, сторона выборов по-­дагестански, с которой в будущем предстоит бороться президенту республики, – это применение насилия. Оно привело к гибели главы села Хаджалмахи Абдулмуслима Нурмагомедова. Пуля длянего начала свой смертоносный полёт ещё в ночь с 9 на 10 октября, когда обнаружили пропажу избирательных бюллетеней. На следующий день, во время доставки новых бюллетеней, между сторонниками Нурмагомедова и частью оппозиционно настроенных жителей села произошла ссора, переросшая в массовую драку с участием около 500 хаджалмахинцев. Вскоре в ход пошло и огнестрельное оружие, которым Нурмагомедов был смертельно ранен, а ещё два человека получили ранения средней тяжести.
 
В ожидании кнута
 
Очевидно, все упущения последней избирательной кампании послужат закалке Магомедсалама Магомедова. Теперь ясно, что он, как президент, в должной мере не успел подготовиться к выборам, так же ясно, что он не смог бы этого сделать в силу объективных причин. Во-первых, Магомедова утвердили в должности президента в тот момент, когда избирательная кампания в республике уже фактически началась и угнаться за ней ему было очень непросто. Во-вторых, с самых первых дней своего восхождения на политический олимп республики Магомедов с головой ушёл в осмысление и реализацию тезисов «Стратегии социально-экономического развития республики», озвучиваемых руководством страны и CКФО, а тут ещё и борьба с экстремизмом и боевиками, которая сковывает мысли и действия. В-­третьих, нежелание самого президента разгрузить себя, возложив часть работы на плечи правительства. Парадоксально, но правительство республики во главе с Магомедом Абдулаевым с момента своего формирования продолжает оставаться в тени президента, не вовлекаясь в какие-либо значимые процессы в республике. В этом отношении оно уступает даже не самому эффективному в своём роде правительству при Муху Алиеве. Например, во время избирательной кампании 2007 года Шамиль Зайналов регулярно выезжал в районы, где отстаивал, и небезуспешно, позиции президента Алиева.
Но как бы то ни было, в декабре 2010 года для Магомедсалама Магомедова стартует новая избирательная кампания и, несомненно, он учтёт все свои промахи, недочёты и проведёт её в новом ракурсе. Он к тому же будет тех, кто, пытаясь добиться своих политических целей, намертво хватается за седло «Единой России», поскольку сегодня уже Москва диктует моду на очищение рядов партии власти от случайных людей.
Взаимоотношения с главами муниципалитетов, в особенности с теми, кто не шагает в ногу с новым руководством республики, – головная боль президента, которую нужно лечить. Ведь решили легко и просто вопрос с главой Ногайского района Рашидом Аджигайткановым, хотя он был не самым худшим из них. Выбить бы зловонную почву из-­под ног зажравшихся глав, отбить бы их от бюджета и земли, ради которых они и идут во власть. Ведь мог бывший начальник КФУ президента Абдулхабир Акилов даже со своим хрупким здоровьем эффективно руководить управлением и при этом жёстко влиять на финансовую и прочие сферы деятельности муниципалов. Заставить также работать молодого и «энергичного» Раюдина Юсуфова.
Возможным козырем для Магомедсалама Магомедова может стать вице­-премьер Мурат Шихсаидов. Сегодня ему прочат должность руководителя Управления лесного хозяйства РФ по Дагестану. Возможно, что Шихсаидову удастся занять место главного лесничего Дагестана при условии, что он будет прессовать глав в части надзора за землями лесного фонда и побережья.
Но как бы ни случилось, работу в муниципалитетах президенту Дагестана нужно начинать уже сегодня, поскольку через полтора месяца, уже в декабре, стартует новая избирательная кампания, а в марте 2011 года у нас будет новый состав Народного Собрания, репродуктором которого являются 52 района республики.
Номер газеты