[ Список запасных... ...президентов ]

Ещё 16 января президент России Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект об изменении порядка наделения полномочиями глав субъектов федерации. (Проект закона предусматривает, что высшее должностное лицо исполнительного органа власти субъекта РФ будет избираться населением.) А 6 февраля Медведев заявил о возможном запрете для глав регионов, возглавлять свой кусочек Родины более двух сроков.

Если к 4 марта Госдума одобрит президентские поправки, то кандидату, для того чтобы стать главой субъекта РФ, согласно законопроекту, нужно будет выдвинуться либо в порядке самовыдвижения (собрав необходимое количество подписей), либо от партии (в этом случае выдвижение кандидатов осуществляется после консультаций с президентом России).

Дагестан, где прямых выборов главы республики никогда не было, пройдёт этот «экзамен на демократию» только через три года, когда истечёт срок полномочий действующего президента республики Магомедсалама Магомедова. Но уже сейчас нужно говорить о тех персонах, которые потенциально могут занять кресло президента республики, пересев в него с образной кадровой скамейки запасных. Почему? Потому что три года пролетят очень быстро…

 

Кандидаты

 

Самым основным кандидатом в главы Дагестана следует считать действующего президента республики Магомедсалама Магомедова. Сумевший два года назад победить в жёсткой конкурентной борьбе пятерых кандидатов (в том числе и находившегося у власти Муху Алиева) и убедить руководство России в своих деловых и лидерских качествах, Магомедов, при условии проведения грамотной и ясной политики, резкого (!) улучшения социально-экономического положения общества, решения вопросов безопасности и экстремизма, сможет к 2015 году быть фактически единственным кандидатом, которому народ и влиятельные финансово-политические группы доверят своё будущее. Не будем забывать о, хоть и разношёрстной, но очень сильной, команде, которая была у Магомедсалама Магомедова. Опора президента РД на основной костяк этой группы позволит ему не сдавать свои позиции.

Основными возможными конкурентами Магомедсалама Магомедова продолжают оставаться Магомед (Смоленский) Магомедов, а также, что не исключено, младший брат Смоленского – владелец компании «Сумма», председатель Делового консультативного совета АТЕС – Зиявудин Магомедов. Успешные бизнесмены-магнаты, достойно представляющие Россию на международной арене вкупе с поддержкой у части кремлёвской администрации, а также позитивным их восприятием в дагестанских массах, способны привлечь на свою сторону значительную часть электората.

Не исключено, что, несмотря на неофициальный статус основного дагестанского инвестора, а также крепкого союзника действующего президента Магомедсалама Магомедова, попробовать себя в роли главы республики захочет и Сулейман Керимов, магнат, владелец компании «Нафта» и ФК «Анжи». Это будет возможно только в силу существенных расхождений в команде, собравшейся вокруг главы Дагестана, а также серьёзных, кризисных изменений в экономике.

В число возможных кандидатов на пост президента необходимо включить и набравшего резкую популярность в республике, активно участвующего на информационном поле Дагестана – депутата Госдумы Ризвана Курбанова. Конечно, его выдвижение маловероятно, учитывая близость депутата как к президенту Дагестана, так и к братьям Магомедовым, но… лидерские качества и упорство, помноженные на амбиции, могут творить чудеса.

В число амбициозных и перспективных политиков, способных возглавить республику, необходимо включить и руководителя ОПФР по РД, Олимпийского чемпиона Сагида Муртазалиева. Не исключено, что проверить свою популярность в народе захотят и такие влиятельные в Дагестане политики как мэр Махачкалы Саид Амиров, глава Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, глава Дербента Имам Яралиев, представитель Дагестана при президенте России Гаджи Махачев. (Кстати, Амиров уже высказался в СМИ с одобрением выборности глав субъектов РФ.)

В список вероятных кандидатов мы решили включить и министра ВД по РД Абдурашида Магомедова. Его должность, как это было продемонстрировано его предшественниками, позволяет не только бороться с преступностью, но и накапливать политический капитал – влияние…

Властвуй! Разрешаем…

 

Выборы президента РД способны выиграть только политические союзы. Наподобие того союза, который смог отодвинуть Муху Алиева от власти и показать Кремлю одну-две кандидатуры (из пяти), способные справиться с ситуацией в республике. Как показала практика, «одиночки» (тот же Муху Алиев или премьер РД Магомед Абдулаев) не вполне могут управлять таким сложным механизмом как Дагестан. Кроме личностного ресурса (амбиции, деловые качества, лидерские способности, глубокие теоретические и практические знания и т. п.), нужны ресурсы и другого рода: людские, финансовые, поддержка союзников – тех, с кем волей-неволей придётся делить власть или как-то компенсировать им участие в продвижении во власть кандидата.

Конечно, в грядущих предвыборных гонках у отдельных кандидатов будет велик соблазн использовать митинговые ресурсы: «национальный вопрос» или владение настроениями религиозной молодёжи. Однако эти «понты» хороши для решения внутридагестанских вопросов, но никак не вопросов федерального значения. А ведь вопрос о том, кто будет главой столь неспокойного субъекта федерации в преддверии целого ряда важных политических и околополитических событий: Олимпиада в Сочи (2014 г.), Юношеская олимпиада (2018 г.), назревающий конфликт стран НАТО и Ирана (военная фаза ожидается в августе этого года) и пр. – является вопросом наиважнейшего федерального значения!

Кремль пока не готов (не желает) отпускать ситуацию в Дагестане из своих «силовых» рук в руки гражданских властей. И если ситуация с выборами сорвётся в нецивилизованные формы, федеральный центр будет способен в любой момент в неё вмешаться, используя различные ресурсы. От юридико-бюрократических проволочек при выдвижении и регистрации кандидатов в президенты, до прямого указания отдельным кандидатам и сочувствующим им лицам на нарушения закона в их бизнесах, «подотчётных хозяйствах» (ведомствах, муниципалитетах и т. п.). А при возникновении объективной на то необходимости, может ввести на территории Дагестана прямое правление (либо режим Чрезвычайного положения)*. На это указывает постоянная накачка Дагестана (а также республик СКФО) вооружёнными силами, различные, не заметные обывателю, кадровые перестановки в силовых ведомствах. (К примеру, ротация около 30 сотрудников-дагестанцев из руководящего состава УФСБ РФ по РД на приезжие кадры.)

У политических сил, желающих потягаться за должность президента Дагестана, есть по сути один вариант поведения: с одной стороны, демонстрировать свою лояльность политическим силам России (Путину и силовому блоку). С другой – срочно «подчищать» свои «пятна» в бизнесе и биографии: где-то легализовываться, а где-то, наоборот, – сворачивать активность до лучших времён. (Кстати, это уже давно сделали основные акторы дагестанской политики: Сулейман Керимов и братья Магомедовы.) Ведь даже избрание какого-либо кандидата главой субъекта РФ не даст возможности вздохнуть спокойно, так как он может быть отрешён от должности в связи с утратой доверия со стороны президента России, а также отозван по инициативе населения…

__________________________________________________

* Обстоятельства введения чрезвычайного положения: Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. (ст. 3. ФЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ)


Вероятные кандидаты на должность президента Дагестана (по версии «ЧК»)

1. Магомедсалам Магомедов, президент РД

2. Магомед (Смоленский) Магомедов, магнат

3. Сулейман Керимов, магнат

4. Сайгидгусейн Магомедов, руководитель УФК РФ по РД

5. Магомед Абдулаев, премьер-министр РД

6. Муху Алиев, экс-президент Дагестана

7. Саид Амиров, мэр Махачкалы

8. Ризван Курбанов, депутат Госдумы

9. Сагид Муртазалиев, руководитель ОПФР по РД

10. Имам Яралиев, мэр Дербента

11. Сайгидпаша Умаханов, мэр Хасавюрта

12. Гаджи Махачев, представитель Дагестана при президенте России

13. Рамазан Абдулатипов, депутат Госдумы

14. Абдурашид Магомедов, министр ВД по РД

15. Ахмед Билалов, ОАО «Курорты Северного Кавказа»

Внимание! Опрос!

Уважаемые читатели! За кого бы вы проголосовали из вышеуказанных вероятных кандидатов в президенты Дагестана, если бы выборы прошли в это воскресенье? Пришлите sms-сообщение на номер 8(909)478-48-88 с именем и фамилией кандидата, указанного в таблице (!), за которого вы бы отдали свой голос. Благодарим за активное участие! Голосование продлится до 4 марта. Промежуточные результаты будут публиковаться еженедельно.

 

Номер газеты