[ Социальные гарантии — главное условие возвращения ]

Каждый раз, слушая главного специалиста любой отрасли любого муниципального образования, ловишь себя на мысли: а ведь виноват в этих проблемах не руководитель, и изменить положение в одиночку он не сможет, какие бы усилия ни прилагал. Проблемы эти системные и присущи, с небольшими различиями, всей отрасли и всем регионам. Вот наглядный пример: беседа с главным врачом ЦРБ Кулинского района Гаруном Абдуловичем Шамхаловым. Говорили мы, естественно, о здравоохранении, о том, как его модернизировать в условиях острой нехватки кадров, и картина вырисовывается такая: без изменения отношения центра к сельской медицине положение в ней не улучшится. Это же можно сказать и о других отраслях народного хозяйства. Но пока — о медицине.

Главная проблема здравоохранения в районе — проблема с кадрами. На сегодняшний день в учреждениях здравоохранения Кулинского района не хватает 14 врачей-специалистов. Молодёжь, которую удаётся привлечь поработать на короткий срок, вскоре не выдерживает и уезжает. Условия жизни в высокогорье, приравненном к Крайнему Северу, — сложнейшие, а молодые специалисты стремятся к комфортной городской жизни, к высоким заработкам. Остаются те врачи, которые работают десятилетиями, большей частью пенсионного и предпенсионного возраста. 

— За 12 лет, которые я работаю главврачом, в район приехал один невропатолог, и то он долго не продержался и уехал, — говорит Гарун Абдулович. — Сейчас мой сын, который недавно закончил медакадемию, работает, и то я еле уговорил его остаться в селе. У нас не хватает невропатолога, психиатра, эндокринолога, уролога, терапевтов. В участковой больнице из пяти требующихся только один врач остался.

В последнее время, конечно, больше внимания стало уделяться привлечению молодых специалистов, созданию для них условий работы и жизни. В районе составлены заявки на выделение отдельных квартир или коттеджей для молодых работников до 35 лет. Будет хорошее жильё, возможно, ситуация изменится. На мой взгляд, в горах сегодня жить спокойнее, чем в городе: чистый воздух, экологически чистые продукты, даже зарплата повыше с учётом горных и сельских надбавок, и мы имеем все шансы привлечь молодых врачей.

А если нам ещё и газ наконец проведут… Кулинский район, говорят, несколько лет назад исключили из программы газификации, мол, неперспективный он, население небольшое. Да какая разница, пусть там хоть две семьи живут, дело же не в перспективе, а в создании нормальных условий для жизни! Почему в тех же Австрии или Швейцарии люди живут в ещё более непроходимых местах, но полностью обеспечены всем для жизни, да ещё и на хороших дотациях? А у нас все иначе. Даже посетивший как-то наши горные районы министр здравоохранения РФ Потапов сказал, что там надо платить людям только за то, что они живут в своих сёлах.

И не удивительно, а вполне закономерно, что молодёжь едет туда, где легче обустроиться, где больше возможностей хорошо заработать. У меня 80 % врачей — пенсионеры, которые от силы пару лет проработают. Стареет и население района. За 2010 год по всему району зарегистрировано 152 случая родов, из них менее 80 прошли в районе, остальные — в Махачкале, в других городах. Для сравнения: по архивным данным, в 60-е годы только в одном селении Кули в год в среднем рождалось свыше 300 детей!

— А со стороны руководства района поддерживаются ваши инициативы?

— Второй срок руководит районом Саид Гасниевич Сулейманов, не было случая, чтобы он не прислушался к нашим просьбам, не обратил внимания на наши проблемы и не помог с их решением. Одним из первых наш район подал заявку на строительство новых домов по программе «Ветхое жильё», выделяется жилплощадь молодым. Все наши медицинские учреждения обеспечены всем необходимым для работы, есть оборудование, неплохие условия. Центральная больница типовая, современная, 2 участковые больницы, врачебная амбулатория на 50 посещений, 12 ФАПов. По нацпроекту «Здравоохранение» получено 5 машин «скорой помощи», передвижной флюорограф, фиброгастроскопическое, кардиологическое, гинекологическое оборудование, для населения чуть более 10 тысяч человек этого более чем достаточно. Но, к примеру, на полученном по программе эндоскопическом оборудовании некому было работать, и оно стояло в бездействии. Сейчас мой заместитель прошёл специальную подготовку, и мы, наконец, открываем кабинет эндоскопической диагностики.  

Гарун Абдулович озвучивает ещё одно предложение по выходу из кризиса. Оно касается не только района, а полезно для кадровой политики всей России. Вспоминая свою постинститутскую молодость и работу по распределению, главврач задаётся вопросом: а почему бы сейчас не возродить эту полезную практику? Пусть выпускник хоть три года отработает по специальности, вернёт тем самым государству вложенные в него средства, а уж потом получит на руки диплом и лицензию на право врачебной деятельности. В результате будет снят острый для самих выпускников вопрос с трудоустройством и они перестанут пополнять ряды безработных. А почему бы нет? Это было бы полезно ввести не только в медицине. Странно, что правительство об этом не задумывается.

— Если ежегодно отправлять в район по 5 выпускников, пусть из них за три года останется только двое, пусть даже один, — это поможет выправить ситуацию с кадрами, — считает Гарун Абдулович. — Я после окончания вуза работал в Псковской области вместе с большой группой наших выпускников, получил отличную практику, которая помогает мне до сих пор.

Сейчас правительство реализует много интересных программ, в частности, по модернизации здравоохранения. В ней много хорошего и полезного, но она несколько недоработана с учётом местных условий, то есть она одинакова и для крупного города, и для горного района. И требования по её выполнению одинаковые для всех. Тем более что мы ещё фактически не успели разобраться до конца с нацпроектом, а уже надо переходить к модернизации.

Представьте: по каждой программе — десятки отчётов, которые надо успеть составить и вовремя отвезти в Махачкалу, и так минимум раза 2—3 в неделю. А необходимо ещё заниматься своими непосредственными обязанностями — контролировать работу врачей, вести приём больных, текущие хозяйственные вопросы решать. Интересно, какие расходы несёт экономика от таких разъездов в масштабах страны? И насколько они сопоставимы с благами от бесконечных грандиозных проектов?

Страдает медицина и от десятков надзоров и проверок, раз за разом выявляющих недостатки, с которыми в районе просто не могут справиться из-за банальной нехватки средств. Поэтому и появляются проверяющие чаще с другой целью — наложить очередной штраф и уехать.

— Прежде чем требовать, я считаю, надо в первую очередь создать условия. Хорошо что больница у нас типовая, и получить лицензию не составило труда. А на врачебную амбулаторию, на участковую больницу до сих пор не могу получить. Там нет канализации, нет воды, не соответствуют здания, знаем это и мы, знают и проверяющие. Исправить это не в силах ни мы, ни глава администрации — тут должна быть какая-то правительственная программа, наверное. А до тех пор все надзорные и проверяющие комиссии будут приезжать, заранее зная, что они у нас увидят, и забирать так необходимые нам деньги. У них требования одинаковые как к четвёртому управлению, так и к сельской амбулатории, и штрафы одинаковые, разве это справедливо?

В общем же нельзя не отметить, что ситуация у нас всё время меняется к лучшему. Стопроцентная диспансеризация детей до 18 лет, их у нас около 2 900, строгий учёт и профилактическая работа по эндемическим заболеваниям, снижение уровня младенческой смертности за последние два года. За последние два года по инициативе главы района построено 5 ФАПов, в этом году будут сданы ещё 2. По заявке через Минздрав должны получить из Москвы ещё 5 сборно-щитовых модулей ФАПов, так что в небольших медицинских точках у нас дефицита нет.

— Кадров для них хватает?

— Со средним медперсоналом у нас проблем нет. Обеспеченность средними медицинскими работниками в нашем районе — одна из самых высоких в Дагестане. Выпускницам училищ даже приходится по возвращении домой становиться в очередь на получение работы.

— А нет возможности создать условия для развития частной медицины в районе, открытия клиник, небольших центров, чтобы привлечь кадры хоть таким способом?

— Нет, наш народ психологически к этому не готов, он до сих пор придерживается коммунистических взглядов. Хотя когда мы отправляем больных на обследование или консультацию в город, там они с удовольствием идут в частные клиники и платят требующуюся сумму. А у себя в селе — нет, не готовы.

Также не готовы сельские врачи и жители к переходу на электронную систему историй болезни, амбулаторных карт, сайтов лечебных учреждений, на которые планируется перейти с 2012 года. Я думаю, что это пока утопия. Смешно даже представить сейчас, что в селе Хосрех или Кули, или в любом другом, старушка 80-летняя зайдет в Интернет на сайт районной поликлиники, чтобы записаться на приём к терапевту.

С другой стороны, ещё лет 10 назад мы считали утопией само распространение Интернета, компьютеров, мобильной связи, а теперь жизни без них не представляем. Возможно, скоро и старушки будут записываться на приём к врачу посредством электронной связи. Прогресс ведь не остановишь.

Автор: Анна Гаджиева

Проект: Айшат Нурмагомедова

Номер газеты