Он сказал – они ответили…

Спустя более чем через 23 года главный, фундаментальный, доминирующий вопрос в жизни жителей Новолакского района – переселение на новое место жительства – разбился на несколько подвопросов, на которые с каждым днём всё труднее найти ответы. На этой неделе новолакцы вновь напомнили о себе как о фактически бездомной, бесправной и ущемлённой части общества. В селе Ярыксу прошёл сход жителей района с требованием переосмыслить и ревизовать последние инициативы главы Дагестана по процессу переселения.

С приходом каждого нового руководителя Дагестана население Новолакского района рассчитывает на готовность республиканских властей проводить чёткую, последовательную и, самое важное, эффективную политику по завершению процесса переселения в том виде, в котором оно изначально планировалось. А такой готовности, как показывает жизнь, нет.

Шутка ли, вполне рядовой, пусть и не такой простой в реализации, процесс, в прямом смысле, можно сравнить с великим переселением народов. Он переживает уже четвёртого руководителя республики, и не факт, что не переживёт пятого, превратившись в нескончаемый источник обогащения избранного круга людей, приближённых, естественно, к верховной республиканской власти. Все главные аукционы и лоты выигрывали самые известные и прочно «курируемые» дагестанскими политиками строительные компании. За эти годы на этой «целине» поднят не один десяток сотенно-миллионных состояний. А население с каждым годом прирастало на 5–7%. Часть из них только-только начинает активно заселяться в новые посёлки. За всё время строительства затрачено около 7,5 млрд рублей федеральных денег. Для завершения всей программы, включая строительство жилья, общеобразовательных школ, садиков, подведение дорог, газопровода, предстоит потратить ещё примерно 8,2 млрд рублей, однако точные сроки завершения переселения неизвестны. По крайней мере в федеральной целевой программе «ЮГ России (2014–2020 гг.)» таких денег уже нет. Когда они появятся, через год, два или пять, уже не скажет никто. Да и откуда они возьмутся во время нынешнего кризиса, когда только за неполный 2014 год Россия потеряла свыше 200 млрд долларов из-за обвала цен на нефть?! Само собой разумеется, такую кашу новолакцы есть отказываются...

Судя по всему, нет готовности прагматично решить вопрос переселения и у нынешнего руководства Дагестана. Очередной удар по людям пришёлся оттуда, откуда и от кого не ждали. Подлил масла в огонь глава республики Рамазан Абдулатипов. Казалось бы, совершенно правильное и даже запоздалое его требование, ускорить завершение процесса переселения, высказанное во время ежегодного Послания Народному собранию, было воспринято крайне болезненно и негативно. Напомним, тогда Абдулатипов обрушил всю мощь своего красноречия на главу Новолакского района Гаджи Айдиева, пригрозив уволить, если тот в ближайшее время не завершит переселение оставшейся части населения. Айдиеву на это решительно нечего было ответить. Но именно от этого требования и заштормило электорат. О последствиях расскажем ниже, пока – слово участникам акции.

Как выразился депутат одного из сельских поселений Хаджимурад Даудов, люди требуют обязательного исполнения постановления 3-го съезда Народных депутатов Дагестана от 1992 года, согласно которому людей на новом месте жительства должны были обеспечить не только жильём: «Если даже дом построен, это не завершение переселения. Там нет инфраструктуры, дорог, канализации. Элементарных условий не создали, но требуют переселить».

Ещё больше жёсткой логики было в словах главы села Гамиях Сурхая Сулейманова: «Мы требуем, чтобы до полного переселения лакского населения название района не меняли. Переименовать, не дав нам официального статуса на новой земле, – это нонсенс. Это неуважение к нашему народу. Мы уважаем чеченский народ и не отрицаем, что это их исконная территория, но почти все дома там построены нашими предками и родителями. У кого-то в районе есть своё дело, приносящее небольшую прибыль семье. Нам должны компенсировать не только дома, но и бизнес, упущенную выгоду. Кто-кто, а мировое сообщество нас точно поддержит». Завершая, он сказал, что в этом вопросе надо идти только вперёд и больше не пятиться.

«Там какие-то курятники строят, которые рушатся через два-три года», – сказал следующий оратор, другой следом ещё раз напомнил о словах Рамазана Абдулатипова, адресованных Гаджи Айдиеву. «Абдулатипов ни слова не сказал о компенсациях. Это что вообще такое: переселение или выселение? Ни один человек отсюда не тронется с места, пока не выплатят компенсации. Даже если сюда вызовут национальную гвардию (видимо, имелся в виду ОМОН МВД – «ЧК»), всё равно ничего не выйдет». Последнее предложение оратора было ответом на другой ультиматум Абдулатипова – расценить любые народные протесты как угрозу государственному строю. Эти слова крайне возмутили и председателя (ДРОО) «Национальный Совет лакцев» Камалутина Будайчиева. «Когда наши отцы и матери поднимали эту землю и когда в 1999 году мы защищали от бандитов целостность государства, мы не угрожали государственному строю, а теперь, когда требуем справедливого к себе отношения, угрожаем?» – отрезал он. 

Градус выступлений шёл вверх. Люди удивлены: «Почему глава республики не удосужился приехать в наш проблемный район? Люди оставляют построенные своим потом и кровью дома. Пусть их компенсируют, а в Новострое пусть проведут экспертизу новых домов, насколько они соответствуют потраченным деньгам».

Участники схода не намерены отступать

Качество домов в Новострое – отдельная, ужасная тема. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, в начале 2011 года провели первые электронные торги. Предполагалось, что такой способ определения победителей окажется более справедливым. Из 20 участниц тогда победу одержали только пять подрядных организаций, которые и приступили к работе. Тогда руководитель дирекции Магомедсани Мандиев даже уверенно говорил, что планируемые 1 092 дома построит до конца 2013 года. Конечно, немало в новых сёлах и добротного, построенного совестливыми подрядчиками жилья, но достаточное их количество – практически потенциальные могилы. Когда заходишь внутрь, хочется поскорее выбежать обратно. Почти на всех внутренних стенах имеются трещины, что кошка проскользнёт. Стены построены прямо на песке, без какого-либо фундамента. Как здесь предлагают людям жить, и кто будет отвечать за их жизнь, уму непостижимо. В любом цивилизованном государстве за это увеличилось бы количество арестантов и осуждённых, но только не у нас, к сожалению… Примечательно, что несколько месяцев назад в нашу республику приезжал с рабочим визитом уже экс-министр регионального развития РФ Игорь Слюняев. В сопровождении Рамазана Абдулатипова он посетил и Новострой, где Мандиев охотно презентовал несколько строящихся социальных объектов и жилых строений. Видимо, лучших по качественному исполнению. Ни к одному вышеуказанному дому, тьфу… полудому, его, конечно же, не проводили. Разумеется, не подпустили к министру и отчаявшихся от безысходности переселенцев, некоторые из которых на протяжении 10 и более лет живут в нечеловеческих условиях. Иначе ведь пришлось бы ответить на вопрос Слюняева, каким образом на федеральные миллиарды построены эти лачуги.

 

Метод дубинки

 

Есть только два варианта дальнейших действий власти: либо поэтапно, пусть и постепенно, приступить к рассмотрению острых проблемных вопросов, либо попытаться решить вопрос методом дубинки. По-видимому, республиканский центр предпочёл второй вариант, хотя первый его урок был достаточно оптимистичным и обнадёживающим. На фоне очередных протестных акций в 2013 году, новоиспечённый глава республики Абдулатипов заявил буквально следующее: «Считаю, что все вопросы, касающиеся восстановления Ауховского района, переселения лакцев, должны обсуждаться миротворческой комиссией. Надо расписать график решения этих вопросов. Если бы этим лакцам и чеченцам дали средства в размере стоимости жилья, то и средства ушли бы по делу, и не было бы тех, кто жирует и спекулирует на этих деньгах. Те, кто говорит, что земли раздали, раздали сами же или их представители за деньги. Этих людей поднимают те, кто их загнал в эту ситуацию. Если они хотят с ними работать, то они ещё 50 лет будут решать эту проблему, а если со мной, то со мной надо работать конкретно, без всяких споров, и тогда будет результат…» И он сегодня налицо.

Однако у этой проблемы двойное дно. Периоды её всплеска строго цикличны. Она (проблема), словно небесная комета, каждый год возвращается в одно и то же время и, уходя, оставляет за собой густой длинный хвост новых вопросов и ещё большего людского возмущения…

Менее чем через три недели (23 февраля) чеченское население Новолакского района будет отмечать скорбную дату – очередную годовщину своей депортации в Среднюю Азию, и самым главным пунктом митинга, очевидно, станет скорейшее восстановление Ауховского района и мощнейший (публичный) прессинг на руководство республики, ускорить это событие. И, бесспорно, у них своя горькая правда.

Гаджи Айдиев, сам того не ожидая, оказался между двух огней. С одной стороны, есть категоричное требование Рамазана Абдулатипова, незамедлительно завершить переселение, что, на первый взгляд, вроде бы выглядит компромиссным вариантом для всех сторон. Но только на первый взгляд. На самом деле любое форсирование этого процесса в нынешнем виде неминуемо будет встречать организованное сопротивление местного населения, о чём люди открыто и заявили на сходе. Таким образом, может сложиться так, что Айдиев в итоге вопрос не решит (это более вероятно), за что лишится своей должности. Только это, рассуждая языком современных политтехнологий, произойдёт руками даже не главы республики, а недовольного населения. А Абдулатипов сохранит лишний козырь: «Не справился с задачей…».

Типовой дом в Новострое

Впрочем, возможен и другой, крайне нежелательный и опасный сценарий. Ещё некоторое время назад вопросами по переселению лакского населения и восстановления Ауховского района занималось федеральное министерство регионального развития, однако после образования нового министерства, по делам Северного Кавказа, все полномочия и функциональные обязанности перешли к нему. Заместителем у министра Льва Кузнецова является Одес Байсултанов, который приходится двоюродным братом главе Чечни Рамзану Кадырову. По нашим данным, во время неоднократных встреч с Кадыровым (в основном на территории Чечни) Рамазан Абдулатипов всячески обещал ускорить процесс восстановления Ауховского района. Не исключено, что в этом вопросе активность проявляет (вроде бы не курирующий эту область) Байсултанов. Во всяком случае во время одного из визитов в Махачкалу он проводил совещание с членами правительства Дагестана, на котором в числе прочих обсуждали вопрос возвращения статуса Ауховскому району.

Однако фактическое отсутствие статуса строящихся сёл в Новострое в конечном итоге может завести в тупик весь процесс переселения. Люди прекрасно понимают, что переезд на практически голую, неосвоенную землю, даже без первичной инфраструктуры, к тому же ещё и без официального статуса, не будет лёгкой прогулкой. А возрождение Ауховского района, хотим мы того или нет, незамедлительно вызовет в лучшем случае множество серьёзных вопросов, в худшем – реальные конфликты на межнациональной почве. Это станет весьма добрым жестом для соседей, но лакцы не без оснований полагают, что, пока процесс переселения не завершится полностью, чеченцы, пусть и глубоко ими уважаемые, живя уже в Ауховском районе, перестанут с ними считаться. Отметим, что сегодня в Новолакском районе ещё проживает более 3 тысяч семей лакцев.

Отметим, и новолакцы, и чеченцы-аккинцы сегодня стараются избежать каких-либо конфликтов между собой, справедливо стараясь добиться решения своих вопросов путём вовлечения представителей власти, впрочем, мало полезного от них получая.

Любой подобный конфликт – это не только серьёзный удар по рейтингу и репутации главы республики, но и, что страшнее, по многовековому миру и согласию среди народов Дагестана…

Номер газеты