[ Штурмовики без колёс ]

Около 150 автовладельцев «штурмовали» во вторник 13 сентября здание Управления ГИБДД республики. По словам людей, они в течение недели и более не могут получить свои автомобили со специальной автостоянки (в народе «штрафстоянки») Махачкалы. Не добившись положительного результата, столько же людей устроили пикет возле здания прокуратуры республики (более подробно о другом митинге возле прокуратуры РД читайте на стр 2). Если и тут не удастся добиться справедливости, следующей целью «штурма» в ближайшие дни может стать администрация Махачкалы.

Возникает вроде бы вполне резонный вопрос: при чём тут автомобили на штрафстоянке и администрация (мэрия) Махачкалы? Как оказалось, ой-ой-ой как при чём. Но к этому мы вернёмся позже. А пока…

Волна за волной группы молодых в большинстве своём ребят рвутся к железным дверям одного из корпусов УГИБДД. Все хотят добраться до одного человека – старшего инспектора по исполнению административного законодательства ГИБДД при УВД Махачкалы Али Улаева. Всё, что требуется для того чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки – подпись Улаева. Однако за час простоя, автографа «гаишника» добились только два человека. Напряжение нарастает…

Периодически двери открываются, пропуская людей в форме. Конечно, их нервы также на пределе. Не привыкли ведь к таким бурным процессам на своей вотчине. Однако сказать что-либо в адрес разгорячённой толпы не осмеливаются. Без тени сомнения капитан, как мы позже выяснили, Абдулла Ибаков, извергается руганью вперемешку с матом в адрес одного из журналистов, снимавшего происходящее на видеокамеру.

Отходя от темы, скажем: капитан Абдулла Ибаков, вы скоро ответите за свой грязный язык по закону!

Вернёмся к митингу.

Как рассказывает один из участников «штурма» Магомед Алиомаров, в последнее время стало вообще нереально получить свою машину, даже если соберёшь необходимые документы. «В первый же день как мою машину увезли на штрафстоянку, я привёз в ГАИ забытые дома права. Но мне сказали, что нужно дождаться своей очереди. Так уже восемь дней прошло. И за каждые сутки с меня «снимают» шестьсот рублей. Это полный беспредел!». 

Встретиться и поговорить с самим Улаевым нам не удалось, но мы выяснили некоторые подробности его службы. Только за прошедший август в прокуратуру республики и Махачкалы поступило 54 жалобы на его действия. Имеется более десяти диктофонных записей общения Улаева с владельцами авто, находящихся на штрафстоянке. Редакция готова представить их соответствующим органам.

На одной из записей офицер говорит водителю: «Если твоя машина не простояла на стоянке как минимум три дня, то можешь даже и не стоять в очереди».

Все задержанные автомобили доставляются на две штрафные автостоянки: ту, что в Редукторном посёлке и на новую, у второго рынка столицы. Причём абсолютное большинство «оштрафованных» машин в последнее время поступает именно на новую стоянку, хотя территория редукторного отстойника гораздо больше, чем в центре города.

Многое в жизни обретает своё второе, народное название. Так вот, в народе штрафстоянка у ЦУМа именуется амировской. В общем, попались вы гаишникам в черте города – ваш железный конь «помчится» в автонакопитель имени мэра столицы Саида Амирова.

Предельно легко объяснимо и поведение сотрудников ГИБДД, под чью немилость попадают нарушители дорожного движения. Безусловно, бороться с ними нужно, и нужно жёстко. Никто не против. Но то, как это делают наши махачкалинские гаишники, не поддаётся резумению. Согласно ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), как только сотрудники оформляют протокол и принимают решение ставить ваше авто на штрафную стоянку, незамедлительно должен быть вызван автоэвакуатор. На нём и предполагается доставка машины к месту назначения. Но это если по закону. У нас данная норма перестала действовать ровно тогда, когда власти столицы раскрутили очередное для себя хлебное место (амировскую штрафстоянку). По этому чисто мэрскому закону, сотрудник ГИБДД демонстративно садится на вашу личную машину (собственность) и сам отгоняет её куда следует. Законные права владельцев транспорта самим вызвать эвакуатор и отвезти к себе домой никто и слышать не хочет.

Для начала, сделаем небольшое уточнение. В законе вообще нет такого термина как «штрафстоянка». Задержание автомобиля и постановка его на штрафстоянку это не наказание, а мера обеспечения производства по административным или уголовным делам. Другими словами, вы же не платите за дни, проведённые в СИЗО или РОВД, если попали под арест.

Но это, конечно, только теория. Практика гораздо суровее, тем более в Махачкале.

Не запятнать себя, работая гаишником, в нашей столице невозможно. Некоторые из них сильно рискуют. Рискуют остаться без работы, если ослушаются. В течение трёх дней мы побеседовали с двумя десятками сотрудников ДПС в столице. «Я даже при желании не могу не задерживать машины. У меня есть план. Я должен каждые сутки отогнать три или четыре автомобиля на штрафстоянку. Как я это сделаю, никого не волнует. А если не выполню приказ, уволят с работы», – откровенничает с нами один из сотрудников. Естественно, имя своё просит не называть, чего мы и не делаем в силу Закона РФ «О СМИ».

Поговаривают, что пустующая городская штрафстоянка сильно раздражает и администрацию столицы. По словам другого нашего собеседника, если это случается (кстати, очень редко), то из мэрии Махачкалы «уходит» просьба (а фактически, приказ) начальнику столичного УВД Али Ахмедову. В УВД, в свою очередь, начинают свирепствовать над сотрудниками ГИБДД. Приказ-то ведь предельно ясный. Нужно заполнить столичную спецстоянку. Кто пойдёт против этого, тем более, если речь идёт о воле руководства города? С другой стороны, есть то, что может поразить разум любого человека, тем более, сотрудника ГИБДД. Это хруст денежных купюр…

 

Деньги, деньги

и ничего кроме денег

 

Относительно условий содержания автомобилей на штрафстоянках и взимания посуточной платы за них, каждый отдельный субъект страны самостоятельно разрабатывает тарифы на эвакуацию и содержание автомобилей в штрафных стоянках. Но поверьте, нет ни одного региона, ни одного города на просторах нашей страны, где первые сутки пребывания автомобиля на штрафной стоянке небесплатные. Кроме Махачкалы. И кроме той, что именуется амировской. Эта сумма составляет 50 рублей. Каждые последующие уже обойдутся вам в 600 рублей. Но не обольщайтесь, ещё не было ни одного зафиксированного случая, чтоб из столичной штрафстоянки кто-нибудь забрал своё авто через сутки. Просто нереально. Для этого достаточно, чтобы тот же всесильный Али Улаев просто исчез. Ушёл в кафе с друзьями, выдвинулся с группой коллег на жирную точку… Всё, что угодно. И никто не спросит с него, почему у здания ГИБДД периодически образуются огромные толпы народа, временно «потерявшие» свои автомобили. По нашим строгим расчётам, нутро амировской штрафстоянки вмещает в себя до 150 автомобилей. В самые худшие для владельцев здания дни, тут запросто можно посчитать как минимум 100 «хетчбеков», «приор», «тойот» и других представителей отечественного и иностранного автосемейства. Можно представить аппетиты тех, кто «стрижёт» автолюбителей.

Чисто по-нашему устроена и охрана данной штрафстоянки. Сотрудники ЧОПа, аффилированного с Амировым, только внешняя грань. Внутри сидят чисто «пацаны». Они, по словам самих сотрудников ГИБДД, могут дать от ворот поворот даже гаишникам. Можно представить, кто им покровительствует.

 

Пришёл, увидел и ушёл

 

Интересна процедура возврата автомобиля к хозяину. Если это вообще можно назвать возвратом.

Для этого необходимо получить письменное разрешение на выдачу автомобиля и внести отметки в протокол. Казалось бы, что может быть тривиальнее этой процедуры. Но на практике получение разрешения превращается в круги автолюбительского ада. В первый же день, когда владельцы приходят в ГАИ, они подходят к вожделенному окошку, где выдаются разрешения. Абсолютное беззаконие начинается тут же, у окошка. То есть людям говорят, что необходимо уплатить все накопившиеся штрафы. А потом, любезные, получите свой желанный клочок бумажки. Уплата штрафа никаким образом не связана с получением разрешения на выдачу авто. Истерить и кричать о творящемся безобразии бесполезно. А если надумаете жаловаться в соответствующие органы, это отнимет у вас как минимум месяц. А если вы кормите семью, и без вашего железного коня при этом не обойтись, то это ох как нехорошо отразится на семейном бюджете.

Однако вернёмся к нашему Улаеву. Он, стоит отметить, не сразу давит на психику автовладельцев. Неизвестно, по каким соображениям, но может очень даже любезно сказать хозяину авто, чтобы тот поспешил на штрафстоянку и разобрался там на месте. Но там незадачливого визитёра отправляют обратно в ГИБДД. Такое отфутболивание может повторяться несколько раз в течение дня.

Так что людям приходится даже не ездить, а летать аки пчёлы, между штрафстоянкой и Управлением. В итоге всё вновь возвращается на круги своя, то есть к тому же окошку.

Особенно активизируются сотрудники ГИБДД в пятничные дни. Причём только в Махачкале. Предстоящие выходные. Вот что играет главную роль. Эти два дня у нас автоматически превращаются в «мёртвый» временной отрезок. Искать сотрудника, чтобы получить разрешение на выдачу авто – пустая трата времени. Понятно, все должны отдыхать, и работники МВД тоже. Но опять-таки, по закону можно вернуть своего «коня» и в субботу, и в воскресенье. Достаточно обратиться в дежурную часть при УГББД. Но в прошлую субботу мы провели полтора часа вместе с несколькими водителями-штрафниками. Всё, что внятно могли сказать в дежурной части – мы не имеем таких полномочий. Видно они тоже кое-кого очень сильно боятся.

 

Пособники

коррупционеров?

 

Безусловно, сотрудники ГИБДД не играют никакой значимой роли в функционировании штрафстоянок. Что касается размеров тарифов за хранение автомобилей, тут полные хозяева – различные коммерческие организации, созданные с целью получения прибыли. Но в Махачкале прибыль получают не только коммерческие организации. Тут получают ещё и с самих организаций. Просто вопрос в столице уже давно поставлен так, чтобы все и за всё платили только ограниченному, узкому кругу. Разумеется, под чутким контролем одного весьма серьёзного начальника.

Но бесконечные очереди автолюбителей и подобная, откровенно антиводительская позиция сотрудников ГИБДД и администрации Махачкалы в итоге могут спровоцировать уже не простые пикеты и митинги. В Дагестане, где уровень жизни ниже, чем у всех, а дотационность выше остальных, это может привести к смыканию очередного огненного круга вокруг мэрии.

Если протестная активность водителей в ближайшее время не спадёт, то можно очередной раз поздравить столичную мэрию. С обретением новых «сторонников».

К уже существующим земельным, жилищно-коммунальным проблемам столицы добавится ещё одна – выкачивание денег из карманов и так не богатых жителей города в сейфы.

Подобные действия сотрудников ГИБДД в других субъектах России давно вылились бы в многотысячные акции протеста с требованием отставки мэра и руководства ГИБДД. Но нашим чиновникам удаётся подавлять дагестанцев. Помимо того, у водителей нет корпоративной солидарности, как в других регионах. Этим и пользуются наши гаишники. И вообще, последние мероприятия ГИБДД и СОГа показали, что никто в республике и не собирается сопротивляться беззаконию со стороны сотрудников полиции, даже когда они признаются в этом публично. Получается, что если полиция будет эффективно работать, никакие войска и не требуются для подавления «мятежного» Дагестана.  

Номер газеты