[ «Сейчас не то время» ]

Давуд Сулейманов – «Черновику» В Рутульском районе планируется продолжение автодороги до границы с Закатальским районом, в перспективе – автодорога через перевал в Тляратинский район. В течение 4–5 лет на территории района будет открыт новый пункт пограничного пропуска через российско-азербайджанскую границу. Об этом и не только говорил в своём интервью «ЧК» глава МО «Рутульский район» Давуд Сулейманов. Квотирование своеобразности – Давуд Амаевич, Рутульский район уникален по своему этническому многообразию. Интересно было бы узнать, имеются ли в связи с этим какие-то проблемы или стычки на национальной почве, что происходило, к примеру, в Хивском районе?

– У нас испокон веков живут шесть национальностей в мире, дружбе и согласии. Сам район образован в 1929 году. С тех пор и до сегодняшнего дня у нас не было, как в других районах, негативной активности национальных движений, стычек и выступлений на национальной почве. У нас таких моментов не было и, думаю, никогда не будет. – Об этническом квотировании в органах власти, в частности, в вашем районе и в республике вообще. Вы «за» или «против» учитывания национального фактора?

– На последнем совещании у Муху Гимбатовича высказывалась такая мысль, что в сельских муниципальных образованиях и глава поселения, и глава сельского собрания – это должно быть одно лицо. С чем я согласен. Что же касается Райсобрания, тут этот принцип работает, так как в каждом селении у нас проживают представители отдельной национальности. Таким образом, каждый депутат, проходя от своего селения, представляет и отдельную национальность. Чем больше селение, тем больше депутатов его представляют в Райсобрании. Всё это позволяет установить пропорциональное представительство. Другой вопрос: у нас в районе 31 депутат, а по закону положено району с населением от 10 до 30 тысяч человек около 15 депутатов. На днях у нас было совещание, на котором решено к следующим выборам всё привести в соответствие с законом и сделать нарезку избирательных округов, чтобы соблюсти это дело. – Ну, а при формировании парламента РД в марте следующего года этот принцип должен быть задействован, и если да, то каким образом? Вы же представляете район, где живёт несколько малочисленных народов, которые могут не попасть в НС РД следующего созыва.

– Да, в этом созыве наш район представлен двумя депутатами: рутульцем и цахурцем. Эти места нам достались по старой системе квотирования. Тогда этот принцип был заложен в формирование Госсовета и других органов власти. Сейчас этого нет. Поэтому есть обеспокоенность тем, что рутульцы и цахурцы не попадут в парламент республики. И я как глава района выступаю за то, чтобы сохранить квоты. У нас в районе всего 23 350 человек. Если каждый раз выборы будут по спискам, лезгины же нас вытеснят. Ни один человек в парламент не попадёт.

Их большинство, а нас – наши голоса – можно будет не воспринимать всерьёз. Перспектива на границе

– Какие отношения у вас складываются с пограничниками? Недавно были открыты новые заставы, проводится большой объём работ.

С пограничниками у нас отношения хорошие, в отдельных случаях – даже образцовые. Мы уже прошли этап притирки населения к пограничникам: население поняло новые правила, поняло, что граница должна и будет укрепляться, и сейчас от мелких недопониманий мы уже давно ушли, отношения носят обоюдовыгодный характер. Буквально в прошедшую пятницу к нам прилетела большая делегация – Муху Гимбатович, куратор по ЮФО генерал- полковник Николай Лисинский, начальник погранзаставы Сергей Кудряшов и т. д. Я встречал их на погранзаставе в Мишлеше… – Одно время ставился вопрос об открытии на перевале Динди пункта пограничного пропуска. Поднимался ли данный вопрос на этой встрече и, вообще, на какой стадии решения он находится?

– Это давно назревший вопрос. Несколько лет назад действительно процесс активно шёл, только азербайджанская сторона упорствовала, но с ними тоже шли переговоры. Однако в связи с событиями в Беслане и общей дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе вопрос заморозили. И вот в эти дни, во время приезда Муху Гимбатовича, у нас состоялся разговор. Он сказал: «Давуд Амаевич, этот вопрос будет решён положительно, и работа на этом направлении ведётся». Там же у нас состоялся разговор с Николаем Лисинским, который обещал, что для жителей пограничной зоны будет создана упрощённая процедура перехода границы. О сроках конкретно он не говорил, но заявлял о выполнении подготовительных работ в ближайшей перспективе. В этом году будет построено 1,5 км по направлению к перевалу, в следующем году – ещё полтора км, и, таким образом, дорога дойдёт до границы, на которой и будет построен пункт пропуска. Вопрос полного окончания работ решится, наверно, в 4–5-летний срок. – А сколько миллионов рублей налогов вы собираете?

– Доходная часть за счёт самого района составляет пять млн, а весь районный бюджет – это 165 млн рублей. Это, конечно, мизер, но сами посудите: раньше у нас был филиал завода «Электросигнал», где работало несколько сот человек, ковроделие было поставлено на хороший уровень. Вдруг наступает 1991 год и вместе с ним – всеобщий развал и разруха. Район практически на нуле. В этом отношении у нас очень большие ожидания в плане экономического развития и увеличения налогооблагаемой базы. Они связаны с открытием на перевале Динди пункта пограничного пропуска и оживлением торгово-экономических отношений с сопредельными Рутулу районами Азербайджана, где живут десятки тысяч наших дагестанцев. Открытие пункта пропуска дало бы, прежде всего, возможность открытия в Рутуле крупного оптового продовольственного рынка. С той стороны – цитрусовые, чай, орехи и т. д. С нашей – продукты животноводства, мука и прочее. Кроме наших собственных товаров, намного больше перспектив связано с возможностью переориентирования торговых потоков, ранее шедших через другие пункты пропуска. Те же земляки наши, которых очень много в Азербайджане: рутульцы, аварцы и цахуры – целыми селениями и районами живут там. По обе стороны границы – родственники, которых нужно навещать, преодолевая 500–700 км в обход, когда напрямую до них 30–40 км. О Юждаге и оппозиции

– Какова, на ваш взгляд, обстановка в Южном Дагестане и каковы тенденции её развития с учётом заметно увеличившегося напряжения в регионе? Ведь, по всем имеющимся данным (интервью было взято 11 числа, когда об отставке прокурора ещё не было известно. – Прим. ред.), в ближайшее время ожидается отставка прокурора Дагестана Имама Яралиева, являвшегося в Юждаге серьёзной политической силой; влияние Курбановых тает с каждым днём...

– Те люди, которые запустили процессы в Докузпаринском районе и Хиве, можно сказать – одни и те же люди. Это те люди, которые связаны с криминальными структурами различного рода, бандитскими вооружёнными формированиями, которые хотят нового передела в регионе в свою пользу. Но поймите, это не то время, когда вооружённая группа могла «крышевать» какого-то главу и диктовать свои условия. А насчёт слухов о грядущей отставке Яралиева: скорее всего, они так слухами и останутся. Я думаю, он нормальный, грамотный руководитель и останется на своём месте. Слухи же об оружии и вооружённых отрядах, распространяемые азербайджанскими СМИ (ИА АПА и Дэй.аз. – Прим. ред.), ложны. Руководство республики и страны не позволит развиваться таким процессам, оно чётко держит под контролем обстановку в Юждаге. Такие слухи только дестабилизируют обстановку и нервируют население. – Мы вот говорили об оппозиции в Докузпаринском районе. А как у вас в районе с собственной оппозицией?

– Оппозиция везде есть. Без неё неинтересно работать (смеётся). У нас это люди, которые при всех руководителях всё время были у «стога сена». Я им говорю: в районе 2056 рабочих мест, а молодёжи, нуждающейся в работе, – 8500 человек. Мне говорят: я за вас голосовал – теперь обеспечьте меня работой. А если не могу обеспечить, то те же оппозиционеры говорят: вот смотри, ты за него голосовал, а он тебе работу не даёт. Ну, вы меня извините, даже если все рабочие места от Рутула и по Самуру до Дербента освободить и трудоустроить наших рутульцев, и то, думаю, не хватит рабочих мест. ]§[

Номер газеты