[ Республика торговцев семечками ]

Совсем скоро, буквально после своей инаугурации, президент Дмитрий Медведев подпишет указ, который ещё более укрепит губернаторов в их отношениях с местной властью.

Уже подготовленный президентской администрацией документ предусматривает критерии оценки эффективности деятельности глав муниципалитетов и обязывает их (глав МО) ежегодно отчитываться о проделанной работе перед руководителем субъекта. Подобная мера ранее была предусмотрена в отношении губернаторов, которые ежегодно держат ответ перед администрацией президента.
Критики могли бы сказать, что таким образом нарушается принцип местного самоуправления, но мера должна стать инструментом в руках губернаторов в их зачастую непростых отношениях с главами столичных городов. Ведь противостояние глав субъектов и мэров столиц достигло в России своего апогея. В Калмыкии не без участия президента Илюмжинова за превышение должностных полномочий отстранён мэр Элисты Радий Бурулов. Бывший мэр Ставрополя вообще находится в федеральном розыске. В Нижнем Новгороде не прекращается конфликт между губернатором Шанцевым и мэром Булавиновым, хотя некоторого консенсуса достичь там всё-таки удалось, но к нему мы ещё вернёмся. В основном все эти конфликты связаны с землёй и имуществом муниципалитета, взгляды на эффективное использование которых у регионалов и муниципалов расходятся.
Теперь же, помимо критериев оценки, выработанных на федеральном уровне, главы регионов сами смогут предлагать такие критерии, которые будут учтены в центре (например, можно было бы оценивать доходность одного квадратного метра столичной земли).
Тесная завязка губернатора и мэра столицы субъекта обусловлена приходом к власти либерала Медведева, и хотя говорят, что курс Путина будет продолжен, это далеко не так. До перехода к практике назначения губернаторов центру нужен был сильный, оппозиционный главе субъекта мэр как инструмент управления регионами. Сейчас же курс взят на централизацию всей власти и возложение бремени обеспечения экономического благополучия на сам субъект. Кремль как бы говорит: «Ребята, нам надоело всё время вас кормить, давайте как-нибудь и сами зарабатывайте». Если раньше индикатором эффективности главы субъекта и показателем его власти в регионе были высокие проценты на выборах, то сейчас этот критерий отошёл на второй план. Губернаторы, а заодно с ними и мэры крупных городов из категории «политики» плавно выдавливаются в категорию «хозяйственники». Как же им теперь справляться с поставленными задачами и усидеть на своём месте?
 
А вот как…
 
Инвесторы. О том, что Дагестан испытывает в них потребность, президент республики прекрасно знает. А в последнее время, похоже, начал догадываться, что одними «деревнями» тут не обойтись. Проекты с разовым извлечением прибыли самим инвестором и практически нулевыми в долгосрочной перспективе дивидендами для республики больше походят на имитацию экономической политики субъекта.
Почему же всё-таки в регион не идут инвесторы с реальными проектами? А почему, собственно, они должны сюда идти? Большинство из них, оценив перспективы ведения бизнеса в республике, может, и захотело бы вкладываться в Махачкалу. Махачкала привлекательна и как место, где бизнес не получил должного развития (а значит, незанятых ниш для его ведения много), и как крупнейший населённый пункт. Стоит иметь в виду, что и земли-то в городе, точнее, в его пригородах много, гораздо больше, чем в непосредственном центре. Но с кем по этому поводу вести переговоры? С Муху Алиевым? А сколько квадратных метров в городе он контролирует, помимо метража собственной квартиры? И сможет ли обезопасить инвестора от контролёров различного уровня? А может, тогда договариваться с мэром Саидом Амировым? А ему это нужно? Ему бы сейчас справиться с навалившимися проблемами с сетями плюс текучкой типа очистных сооружений и водохранилища. Да и захотят ли серьёзные люди с экономическим мышлением связываться с республикой, практически по всей территории которой нападают на правоохранителей, жители столицы которой остаются неделями без света, а проверяющие структуры в надежде на откуп делают свою работу с маниакальным пристрастием?
Получается, что и власть субъекта, и местная власть несут солидарную ответственность за то, что Дагестан до сих пор не стал второй Швейцарией. А с принятием упомянутого указа ответственность будет субсидиарной. То есть Медведев будет спрашивать с Алиева, а Алиев – с Амирова. Ведь объём внебюджетных инвестиций в расчёте на одного человека – один из главных критериев оценки эффективности руководителя региона и города.
А нужен ли самим инвесторам Дагестан? Конечно, нужен: во-первых, здесь они – люди, а не хачики, как в Москве, Питере или Новосибирске. Во-вторых, груз социальной ответственности в родном дотационном регионе необходим более или менее крупному бизнесмену как политическая защита от рейдерского захвата федеральными правоохранительными структурами. Да и, в принципе, какая им разница, где делать бизнес, если стартовые условия одинаковы? Просто зарплату и налоги они будут платить не Васям и Олям, а Магам и Патям. И что же им мешает?
 
А вот что…
 
Сколько бы ни говорили о том, что Махачкала – развивающийся город, это не так. Махачкала – уплотняющийся город в границах Южной и Северной автостанций. Земля в городе используется крайне неэффективно. Центральные районы продолжают застраиваться не деловыми, а жилыми постройками. Скоро в центре города не останется ничего, кроме элитных домов, административных зданий и салонов сотовой связи. Европейцы или даже москвичи назвали бы, по меньшей мере, глупцом человека, выкупающего в центре города земельный участок и строящего на нём не офисные здания, а личный особняк. В развитом городе такое невозможно по двум причинам. Первая: человек, покупая за баснословную цену участок в центре города, заставит его приносить прибыль. Второе: план развития города не должен предусматривать одноэтажное жильё в деловом центре – для этого есть неосвоенные территории за пределами автостанций. Кстати, такая мера повысит цену земли в районах, доселе считавшихся непрестижными.
Эта ситуация сложилась в Махачкале оттого, что нет конкурентного распределения земли. Кто предложит за землю большую, но разумную цену: инвестор с перспективой постройки на ней предприятия (производственного, торгового) или частное лицо со своим коттеджем? А с кого тогда можно получать больше налогов? А кто обеспечит больше рабочих мест?
Среди других отпугивающих от города причин можно назвать ту же устаревшую инфраструктуру. Прогнившие сети, узкие дороги без перспективы расширения, бюрократическую машину, делающую прибыль на продаже подписей и штампов печатей. Кто же в силах исправить ситуацию?
 
А вот кто…
 
За эту зиму на Саида Амирова обрушилось столько критики, сколько не было за всё время его правления. Но, как сказал о нём Гаджи Махачев в интервью «ЧК», «чуть пошатнулся человек – давай его пинать, чтоб не оправился. Ему просто надо помочь выдержать этот удар, не добивать» (см. № 11 от 14.03.08). Действительно, лучшей возможности расправиться с мэром столицыдля главы субъекта не придумаешь. И кто бы тогда пришёл на его место? Где гарантии того, что новый мэр оказался бы лучше предшественника? Ведь организаторский и управленческий гений Амирова неоценим. Неизбежное после принятия медведевского указа конструктивное сотрудничество президента с мэром означало бы, что каждый должен отвечать за свою сферу полномочий. Должность градоначальника – это ведь не приз и не клад, это большая ответственность. Так почему бы не заняться своими прямыми обязанностями по обеспечению Махачкалы инфраструктурой, рассчитанной не на 400 тысяч человек, а на 1,5–2 миллиона. Тогда и бизнес можно было бы укрупнить. Ведь доход от кинотеатров и кафе на фоне того, как люди с меньшим потенциалом занимаются портфельными инвестициями, выглядит несолидно. Это как торговать семечками в кульках в окружении гипермаркетов.
P. S. Прецедент, когда губернатор и мэр столицы пошли на обоюдовыгодное сотрудничество, случился в Нижегородской области. Они подписали Соглашение о совместном осуществлении полномочий. Этот документ регулирует наиболее сложные проблемы, которые связаны с принятием решений по выделению земельных участков в столице региона под реализацию инвестиционных проектов, а также с оформлением всех необходимых документов.
Номер газеты