[ Реальная политика ]

[Реальная политика] Политика – это игра. Ничего личного. Это холодный расчёт. Ничего личного. Политика с искренне благими намерениями – прагматика. И даже в этом случае – ничего личного.

«Адресная» дипломатия Магомедали Магомедова приносила «урожай»: сплочённые национальные лидеры разбегались по кабинетам власти, становились «интернациональными» бюрократами, множа и укрепляя власть его, единственного. Разделяй и властвуй! Карачаевы, Насрутдиновы, Мирзабеков, Шихсаидовы, братья Алиевы. Что объединяет эти фамилии представителей кумыкского народа, вернее, разделяет? Взаимная вражда. Всех со всеми. Или, в лучшем случае, отношения с прохладцей. А что тому причиной? Премьерство, министерское кресло, подразделение «Газпрома»… Ничего личного.

Те же, кто не разменивался, руководствуясь максимой «всё или ничего», выжидали, чтобы властвовать.

Умерь власть! Ничего личного!

Из заявлений Гаджи Махачева в интервью нашей газете: «У нас должна быть традиция. Муху Гимбатович должен быть президентом до 75 лет. Как и Магомедали Магомедович. Когда Муху Алиеву будет идти 76-й год (а почему не 77-й? – Прим. авт.), он назовёт своего преемника и передаст ему полномочия главы республики… Я тоже хочу, чтобы аварец был у власти до 75 лет». Он же о Магомедсаламе Магомедове: «Ничего плохого нет, если сегодня молодые ребята будут стремиться к власти. Какой солдат не мечтает стать генералом?» Шансы стать генералом у солдата Магомедсалама тают. Его «вывод» из «большой политики» – игнорирование доминирующего, тем более в многонациональном государстве, принципа власти на противоречиях. Ещё мудрость из арсенала большой политики (если, конечно, цинизм может быть мудростью): держи врага твоего близко от себя! Разделяй в меру, умеряя власть! Предложи достаточно, чтобы разделить. Привяжи обещанием большего.

Игра того, кто расставляет фигуры, противоречит законам политического жанра. Что это? Ловкий ход, чтобы ввести в заблуждение? Сознательный отказ от циничной прагматики? Благие намерения с прицелом на искоренение восточной традиции преемственности? Новый незыблемый в веках и доселе неизвестный принцип политического искусства? Ничего личного?

«И до вас были народы». Те, кто был разделён, и те, кто выжидал. «Вывод» из «большой политики» для Магомедсалама Магомедова означает обращение к тем, кто «выжидает», и превращение в того, кто «выжидает». Единение партии выжидающих. Тогда по «традиции», которая «у нас должна быть» (вернее, она есть и здравствует, иначе не было бы сравнения с Магомедали Магомедовым), примерно через десять долгих для амбициозных деятелей лет найдётся немало сторонников следующего главы республики, которые заявят: «Мы тоже хотим, чтобы даргинец был у власти до 90 лет. Когда ему будет идти 91-й год, он назовёт своего преемника и передаст ему полномочия главы республики». Трайбалистская традиция, возведённая в ранг официальной политики. И ничего личного.

]§[

Номер газеты