[ Развитие со «скоростью джипа» ]

23 июля в Дагестан приехали секретари Союза журналистов России и председатели союзов журналистов Юга России. Предполагалось, что в преддверии Первого дагестанского форума СМИ «бюрократы от журналистики» встретятся с президентом РД Магомедсаламом Магомедовым, заложат камень на месте будущего памятника журналистам, «погибшим при исполнении своих обязанностей», и проведут выездное заседание Секретариата Союза журналистов России. На выездном заседании, собственно ради чего и прибыли в Дагестан журналисты из Москвы и Юга России, основной темой должно было стать обсуждение хода расследования убийств журналистов и мер по обеспечению защиты работников СМИ.

Однако известие о том, что 25 июля полпред Президента РФ Александр Хлопонин собирается провести ряд совещаний по отраслевым вопросам экономики Дагестана (см. 1–3 стр.), изменило ход событий. В срочном порядке план работы как выездного заседания, так и Первого дагестанского форума СМИ был пересмотрен. Часть мероприятий была отменена, часть перенесена на другой день, а само выездное заседание секретариата СЖР подогнано по графику таким образом, чтобы сам(!) Александр Геннадьевич, а также высокие чины от правоохранительной системы в случае чего могли успеть посетить это мероприятие и придать ему статусности. Но это себя не оправдало…

 

Завтра всё будет…

 

В итоге официальная часть визита секретариата СЖР началась 24 июля со встречи с Магомедсаламом Магомедовым. Председатель СЖР Всеволод Богданов чуть ли не с порога президентского кабинета стал расхваливать главе республики тот приём, который им оказал Комитет по печати и массовым коммуникациям РД и Союз журналистов Дагестана, а также природные достоинства Страны гор. Особенно Богданову понравился берег Каспийского моря. Причём до такой степени, что он в разговоре с Магомедовым несколько раз предположил, что хорошо было бы, если б рядом с такой красотой располагался Дом журналистов – некий клуб или пансионат, где журналисты, в том числе и приезжие, могли бы встречаться, проводить такие мероприятия, как, к примеру, выездные заседания и прочее. Магомедов, чья улыбка в этот момент обрела несколько иное выражение, обещал содействовать в этом вопросе и в свою очередь посетовал на то, что Дагестан в глазах федеральных (московских) СМИ зачастую выглядит не так, как есть на самом деле, что в республике происходят события не только криминального характера, но и позитивного. «Я надеюсь, что с вашей помощью мы сможем переломить ситуацию», – сказал президент. Стороны поняли друг друга1, и, чтобы закрепить торжество момента, Богданов вручил главе республики почётный знак СЖР «За заслуги перед журналистским сообществом».

Затем Магомедов вернул гостей к основной теме их визита, заговорив о дагестанских журналистах, погибших при исполнении служебного долга. «Это больная для нас тема. Мы решили увековечить память людей, отдавших жизнь за свободу слова», – произнёс президент. Перечислив имена некоторых погибших – Магомед-Салиха Гусаева, Загира Арухова, Гаруна Курбанова, Гаджи Абашилова и Хаджимурада Камалова, – глава республики сделал своего рода сенсационное признание: «Большинство из этих преступлений в принципе раскрыты, но наиболее резонансные, к сожалению, к разряду раскрытых не относятся. Большинство преступников (убийцы журналистов – «ЧК») убиты в ходе спецопераций. Это террористы, экстремисты, члены бандподполья…» На удивлённый возглас Богданова о том, почему об этом нигде в СМИ не объявлялось, гарант Конституции РД заверил, что «завтра всё будет в полном объёме».

 

Форум

 

Пока приезжие журналисты беседовали с главой РД, в Национальной библиотеке готовились к торжественному открытию Первого дагестанского форума СМИ. Главные редакторы и журналисты республиканских СМИ всё прибывали и прибывали. Поставить жирную галочку в мероприятии пришли депутаты Госдумы: Хизри Шихсаидов, Рамазан Абдулатипов и Гаджимет Сафаралиев. Последний за несколько минут до того, как в зал войдёт президент, кинулся к Абдулатипову и стал надевать на него бейджик. Было непонятно, то ли народный избранник опасался, что Абдулатипова в зале никто без бейджика не узнает, то ли решил таким образом немного развлечься.

Наконец в зал вошли Магомедсалам Магомедов, Всеволод Богданов и ответственный за проведение мероприятия председатель Комитета по печати и массовым коммуникациям Умаросман Гаджиев. По протоколу наступило время приветственных слов.

В докладе главы РД говорилось о важности масс-медиа (газеты, ТВ, блогосферы и пр.) и их значительном влиянии на формирование образа мыслей миллионов людей, на политику, экономику и развитие общества в целом. Назвав СМИ стратегическими союзниками власти в области развития общества, преодоления коррупции и экстремизма, базовым условием демократии, а также инструментом, способным защитить общество от информационного хаоса, манипуляций и подтасовок, президент Магомедов потребовал от журналистского сообщества не противоречащей свободе слова «профессиональной, гражданской и нравственной ответственности». Себя же глава республики обозначил как пример (дагестанским чиновникам) открытости для СМИ и не без гордости заявил, что, по оценкам Фонда защиты гласности, Дагестан является субъектом РФ, где уровень свободы слова наиболее высокий. Там же он сказал о высокой цене, которую общество платит за эту свободу. «Нельзя сказать, что в республике удалось полностью решить проблемы в сфере защиты прав представителей прессы да и обеспечения их личной безопасности. К сожалению, наши журналисты не один раз становились жертвами преступных посягательств. Мы потеряли лучших представителей своего журналистского сообщества», – отметил он.

В конце доклада Магомедсалам Магомедов призвал представителей федеральных СМИ не использовать по отношению к Кавказу «язык вражды», разжигающий антикавказские (антидагестанские) настроения.

В своём приветствии Всеволод Богданов говорил о доверии населения к органам власти и СМИ. «Мы, общество, не знаем, кому доверять, – горевал председатель СЖР – Как мы можем жить в стране, где мы сомневаемся в тех, кто получил мандат депутата?..» На это тут же весело отреагировал неугомонный Сафаралиев. «Это Вы про нас сейчас говорите? А что Вы на меня смотрите? Там ещё депутаты сидят…», – кивнул под смех в зале в сторону Абдулатипова и Шихсаидова депутат Госдумы.

Богданов, видимо, оценив юмор мандатообладателя, заговорил уже о полной катастрофе в общественном сознании и о тех, кто в этом виноват.

По Богданову виноватыми во многом оказались и сами СМИ. «Сначала мы купились на то, что мы четвёртая власть. Затем, что скрывать, мы захотели жить чуть лучше, и появились «заказные статьи». Тогда же пропала и острая, честная публицистика… Слава Богу, что чувство принадлежности к четвёртой власти закончилось, ведь легче всего управлять, манипулировать обществом, когда в нём есть чувство недоверия…», – был самокритичен председатель СЖР.

В завершение приветствия он поделился эмоциями от встречи с президентом республики, подчеркнул, что у него с ним общие взгляды на проблемы и создание обстановки доверия и выразил надежду, что вскоре появятся лидеры, которым будут доверять и за которыми пойдут люди. И недвусмысленно намекнул, что в качестве такового видит Магомедсалама Магомедова…

Далее Умаросман Гаджиев предложил посмотреть фильм о СМИ в Дагестане. На большом экране мелькали кадры, а голос диктора вещал о том, как в республике образовывались СМИ, как развивалась пресса на национальных языках, как появилось телевидение. Львиная доля была уделена так называемым госсми. Коммерческим СМИ был отведён самый мизер: голос с экрана рассказал о том, как появилась газета «Новое дело». Такие же газеты, которые наряду с «Новым делом» произвели переворот в сознании масс – «Черновик», «Свободная республика», «Настоящее время», – не были даже упомянуты. Журналистов, сидящих в зале, удивило даже не это, а то, что в фильме, претендующем на объективный рассказ о СМИ в Дагестане, не рассказали о единственном примере появления на рынки САМОСТОЯТЕЛЬНОГО, без всяких дотаций и поддержек, развития частной газеты на национальном языке – «Миллат». (Понимаем, что данный пример является крайне неудобным для ведомства Умаросмана Гаджиева и лоббистов сохранения национальной прессы в том виде, в каком она представлена сейчас, но для сохранения лица всё же стоило принять для себя волевое решение.)

После фильма Гаджиев зачитал и свой доклад. Главком (глава комитета) говорил такие слова, как: Билл Гейтс, «айфон», «айпад», Путин, «Интернет», приводил статистику по количеству мобильников на душу населения, о доступности средств Интернета в далёких сёлах и развитии цифрового телевидения, сравнивал скорости развития отдельных направлений со скоростью джипа и пр…

Вскоре, по протоколу, собравшиеся перешли в формат свободной дискуссии. Сафаралиев, сравнив дагестанские СМИ начала 2000-х и нынешнего времени, увидел разницу в стиле изложения материалов, вёрстке («СМИ стали иными, произошёл резкий скачок»), разделил газеты на оппозиционные и партнёров власти. «Вы не четвёртая власть, вы первая власть!» – воодушевил присутствующих, в основном редакторов госсми, Сафаралиев и стал прогнозировать, что региональные СМИ будут первыми (а может, уже давно стали? – «ЧК») для своих читателей, вытесняя федеральных коллег.

По существу, развивая тему доверия, высказался Рамазан Абдулатипов. Как оказалось, ему есть кому доверять. Он перечислил пять непростых фамилий: Владимир Путин, Всеволод Богданов, Магомедсалам Магомедов, Расул Гамзатов и Фазу Алиева. «Надо разобраться, кто способствует тому, что нет доверия и условий для нормальной жизни на Кавказе. Кавказ, как говорили древние, – это трон богов! Это цивилизация. И очень важно для федеральных СМИ понять это. Я говорил Путину: вам доверяют на Кавказе, вы сами тоже к Кавказу хорошо относитесь. Так почему же вы туда посылаете людей, которые не знают, как встать, как сесть, как есть… Когда мы едем, к примеру, в Краснодар, то мы должны ведь знать особенности этого народа: чем он живёт, его обычаи… Нам, кроме того, надо определиться, что хочет власть от СМИ, что хочет СМИ от власти и что хочет гражданин от власти и СМИ…» – сказал Абдулатипов. Там же он посетовал, что за годы правления Путина удалось преодолеть смуту, кроме смуты в человеческом сознании, а человеческое сознание формируют депутаты, министры, СМИ, Интернет.

Обозреватель «Новой газеты», Леонид Никитский, высказал интересную мысль о том, что во многих регионах России вообще отсутствует пресса как таковая. Которая есть – ни о чём! Там же журналист заметил, что принятие закона о клевете (поправки в УК РФ, ужесточающие уголовную ответственность за клевету – «ЧК») депутатами Госдумы – явление негативное. «В условиях этого бреда мы ничего нормального не сделаем», – сказал он и, как шаг по укреплению доверия СМИ и общества к чиновникам, призвал дагестанские власти не применять этот закон. Эта мысль Магомедсаламу Магомедову, который почему-то сильно покраснел, не понравилась. «Дагестан – часть России. Здесь действуют те же законы», – возразил он. Никитский попытался объяснить, что о территориальной принадлежности Дагестана он осведомлён неплохо и имеет в виду правоприменительную практику, а не вопрос о том, исполнять закон или нет: «Мы же с вами прекрасно понимаем, что трактовать, что такое клевета, можно по-разному и зависит от того, кто это будет делать…» Но, судя по настрою президента, он его в этом вопросе не переубедил…

 

Выездное заседание

 

На следующий день гости заложили камень на месте будущего памятника погибшим журналистам, провели несколько запланированных мероприятий и в 14.00 собрались в Национальной библиотеке, где должны были выслушать доклады представителей силовых органов. Встреча прошла в ограниченном формате: присутствовал секретариат СЖР, а также журналисты «ЧК». Силовики опасались утечки оперативно-следственной информации. Силовой блок был представлен главой СУ СКР по РД Алексеем Саврулиным и прокурором РД Андреем Назаровым. Затем к ним присоединились начальник ГУ МВД по СКФО Сергей Ченчик, замруководителя ГУ СУ СК РФ по СКФО Руслан Гаджимусов, и. о. начальника управления Генпрокуратуры по СКФО Алексей Васильков, а также министр ВД по РД Абдурашид Магомедов. Они извинились за опоздание, так как присутствовали на совещании, проводимом Хлопониным (последний так и не посетил мероприятия Первого дагестанского форума – «ЧК»). Встреча журналистов с силовиками началась с нервозного обмена мнениями Саврулина и Али Камалова по поводу информированности в материалах дела. Вскоре собравшиеся перешли на более спокойный тон и обменялись вопросами и ответами по делу. Согласно сообщённым данным, из 16-ти уголовных дел, возбуждённых по факту убийств журналистов, 10 уже раскрыто. По версии следствия, убийцами журналистов были члены НВФ, мстившие им за их идеологическую, антиэкстремистскую позицию. Практически по всем делам нет обвиняемых – все убиты во время спецопераций. Три уголовных дела передано в ГУ СУ СКР по СКФО (дела Хаджимурада Камалова, Гаджи Абашилова и Гаруна Курбанова), а по оставшимся проводится расследование. О сроках окончания следствия никто конкретно сказать ничего не смог…

 

P. S. Выездное заседание завершилось пожеланиями журналистам и силовикам быть не оппонентами, а партнёрами, а также «угрозой» Богданова приехать в республику снова, для того чтобы узнать промежуточные результаты.

В ближайшем номере мы расскажем более подробно о том, что происходило за закрытыми дверями выездного заседания СЖР, а также о тех впечатлениях, что вынесли журналисты «ЧК» из общения с силовиками…


1Кстати, как там же пояснили Магомедсалам Магомедов и председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов, на берегу моря, в Каспийске, Союзу журналистов РД было оказано содействие в получении земельного участка для строительства 100-квартирного жилого дома. Дом будет строиться силами инвесторов, привлечённых Союзом журналистов Дагестана.

 

Номер газеты