[ правая колонка ]

[Школа жизни] Рынок образования - такой же рынок, как и любой другой, и для него справедливы все рыночные законы.

А в чем проблема? Проблема в том, что социализм здесь не изжит и под предлогом "бесплатности" продолжает морочить людям голову.

Во-первых, ничего бесплатного не бывает: содержание школы и зарплата учителям - это все деньги и немалые. И деньги эти - наши налоги. Если кто-то за учебу не платит, то это означает, что за него платит кто-то другой. Правда, и любители халявы платят - судьбами собственных детей и невозможностью вмешаться в образовательный процесс: "Вас тут бесплатно учат, а вы еще возмущаетесь!?"

Во-вторых, невозможно определить раз и навсегда, чему и как учить. Меняются знания, меняются методы преподавания, меняются наши представления о детской психологии... Мир меняется постоянно. А как происходит отбор лучших вариантов обучения? Как решить, чему учить? Лучшая в мире система образования в СССР была и остается только мифом. Перегруженные программы той системы никогда не исполнялись более чем на 3-5%. Причем они становились устаревшими уже в день их принятия. Такая система может считаться лучшей только по оценкам самих хозяев этой системы и их идеологических последователей.

В СССР система образования решала две главные задачи: воспитание строителя коммунизма в соответствии с моральным кодексом этого строителя и обеспечение системы новыми грамотными винтиками-исполнителями пятилетних планов партии. Планам родителей и их детей там не было места. Партия, вернее, ее верхушка, решала, чему учить, как учить и кого воспитывать.

Но даже на самой верхушке партии - в Политбюро - сидели простые смертные. Они могли ошибаться, и они ошибались. Результат известен. Как определяет лучших рынок? Каждый предприниматель, занимающийся образовательной деятельностью, предлагает свой вариант того, что он считает лучшим, а родители выбирают, голосуя рублем. Называется это конкуренцией. Конкуренция - средство определения лучшего варианта исполнения заказа общества. Конкуренция - это весы, на которых общество взвешивает предложения и запросы каждого члена общества. Важнейшее условие здесь - запрет касаться чаш весов руками.

Госаппарат (государство) призван следить за тем, чтобы весы никто не трогал, чтобы конкуренция была честной, чтобы никто никому силой не навязывал своих "стандартов".

Но сегодня, как и в советские времена, владея практически всеми образовательными учреждениями и одновременно обладая властью, госаппарат является монополистом и законодательно устанавливает свои стандарты. Куда смотрит антимонопольный комитет? А комитет чей? Государственный. А школы с вузами чьи? Государственные. Так кто, говорите, за кем должен следить, и о какой конкуренции идет речь?

А какова наша роль в этой интересной игре? Только одна: поставлять для министерских игр в качестве материала собственных детей, ну и деньги в их бюджет... Мы в очередной раз отказываемся от права самим решать, чему учить и как воспитывать собственных детей. В очередной раз поклоняемся кумиру (госаппарату), признавая за ним исключительное право на владение истиной. Какой смысл после этого говорить о каких-то своих планах, своих мечтах и своей жизни? ]§[

Номер газеты