[ правая колонка ]

[Идём к рынку] Государство не имеет права финансировать СМИ. Министерство по делам печати относится к большому отряду лишних государственных ведомств. Закон о средствах массовой информации как подробный многостраничный документ с множеством ограничений и положений по большому счёту в рамках правового государства не нужен. Думаете, переборщил?

Может быть. Но иногда только такая вот радикальная постановка вопроса и следующие за ней изменения могут быть по-настоящему эффективными. А необходимость в этом назрела давно.

Ведь это не совсем нормально, когда в малочитающей республике издаётся более 100 газет и журналов. Причём на содержание всего этого немалого и убогого разнообразия уходит около 110 миллионов из консолидированного бюджета Республики Дагестан. Что, господа налогоплательщики, больше некуда деньги девать? Лучше бы отдали эти деньги пенсионерам, чем тратить их на освещение того, как государство «окружает» пожилых людей плотным кольцом заботы и любви.

Вот, к примеру, в США нет ни одного государственного СМИ. Не уверен, что от этого страдает степень и уровень информированности граждан этой страны. Если газету покупают, то, значит, она нужна обществу, а если кто-то издаёт газету, которая не приносит прибыли, то пусть это будет проблемой только его кармана, а не общего. С другой стороны, глупо рассчитывать на объективность и независимость газеты, издаваемой властью. Даже самые демократические правительства вряд ли смирятся с тем, что они финансируют не всегда выгодное для себя независимое и беспристрастное освещение происходящих событий.

Другой пример. Аналог нашего Министерства печати и информации функционировал в Англии только во время 1-й и 2-й мировых войн с одной только целью – не дать противнику возможности пользоваться информацией в своих «недружественных» целях.

В мирное время в свободном обществе государство освобождается от обязанности или желания напрямую регулировать свободу слова и свободу печати, потому что эту задачу выполняет закон.

Теперь что касается закона. Ещё один пример. В Швеции существует закон о СМИ, но он кардинально отличается от того, что понимается под этим в России. Средствам массовой информации вменяется соблюдать общие для Швеции законы, а в остальном – полная свобода. Ведь, согласитесь, откровенная ложь, подтасовка фактов, разжигание розни, призывы к насильственному свержению власти, неповиновение властям и многое, многое другое регулируется общими законами. Почему это всё надо запрещать отдельно для журналистов – непонятно. У нас в России достаточно правоохранительных органов, готовых пресечь зарвавшуюся прессу.

А все остальные мелкие проблемы и детали СМИ могли бы утрясти в режиме «саморегуляции» в рамках общественных организаций, различных ассоциаций и свободных союзов, призванных выявлять общие проблемы и находить методы их решений.

Так что, дорогие коллеги, вперёд к рынку СМИ! Вперёд и с песней! ]§[

Номер газеты