[ По горам, по долам… ]

Президент РД в субботу и воскресенье (11 и 12 апреля) совершил небольшое путешествие по территории республики. В первый день он посетил Дербентский район, а во второй – горнолыжную базу «Чиндирчеро» в Акушинском районе. Путешествие показало, что одной из основных проблем в Дагестане остаётся земельный вопрос…

Визит в Дербентский район был посвящён деятельности органов местного самоуправления и внедрения автоматизированной системы учёта муниципального имущества. Идея автоматизации учёта собственности понравилась всем и нашла всеобщее одобрение. Обсуждение проблем земли, частично являющейся муниципальным имуществом, показало, что, прежде чем учитывать чьё-либо имущество, сначала необходимо его справедливо распределить.

 

Каранайаул аукнется?

Так, руководитель Управления «Роснедвижимости» по РД Фёдор Свиридович поднял проблему многочисленных построек, расположенных вдоль трассы «Кавказ». По его словам, эти постройки являются незаконными, и при реконструкции трассы (расширение трассы, которое планируется провести до границы с Азербайджаном) возникнет необходимость их все снести (что, естественно, вызовет очередную бурю протеста среди местного населения: стояние на площади и перекрывание этой самой трассы. – Прим. ред.). Там же глава Избербаша Абдулмеджид Сулейманов стал говорить о нехватке земли для расширения города и возникающих земельных спорах с жителями селения Каранайаул.
Отметим, что расширение Избербаша осуществлялось за счёт земель, передаваемых в пользование городу Каякентским районом. В своём письме от 31 марта 2009 года на имя президента РФ Дмитрия Медведева жители Каранайаула утверждают, что передача земель, юридически закреплённых за ГУП «Чкаловский», является незаконной. «Речь идет о 150 га земли, стоящей 6 миллиардов рублей», пишут каранайаульцы. Они обвиняют экс-главу Избербаша Магомеда Сулейманова (ныне спикер НС РД) в том, что каранайаульские земли, изъятые у них для расширения Избербаша (строительство многоэтажных домов), были проданы под частные домостроения. «На этой же земле он построил собственный торговый центр», – утверждается в письме. Каранайаульцы недовольны тем, что земля для нужд Избербаша выделяется, а сельчанам, нуждающимся в жилище, её не предоставляют. В том же письме они приводят хронологию изъятия у них земель, начиная с 1941 года. Земли Каранайаула сначала были объединены в колхоз, затем на их базе был образован совхоз (период советской власти), а уже в период современной истории Дагестана земли были закреплены за ГУП «Чкаловский». Из той же хронологии видно, что «чкаловские» земли (с 1941 г. по настоящее время) по частям передавались под различные нужды то переселенцам из Левашинского района (1943 г., 1955 г.), то из Чечни (1957 г.), то под нужды хозяйствующих субъектов (тресту «Дагнефть» – 1941 г., Избербашу под кладбище и мусоросвалку – 2008 г.). В своём послании президенту России каранайаульцы обращают внимание на то, что операции с землями были бы невозможны без прямой заинтересованности в этом деле экс-главы Каякентского района Мурата Шихсаидова и Магомеда Сулейманова (по нашим сведениям, передать землю каранайаульцев Шихсаидова вынудил председатель Госсовета Магомедали Магомедов. – Прим. ред.).
Переписка села с президентом России привела к тому, что информационно-аналитический отдел Народного Собрания РД 9 апреля распространил информацию, в которой были названы «провокационными обвинения в адрес руководства республики в нерачительном использовании земельного фонда города Избербаш» и квалифицированы как «попытка ряда политиков втянуть в авантюру простых граждан посредством провоцирования земельных конфликтов», что «является прямым доказательством их беспринципной позиции».
…По данным «ЧК», в субботу Каранайаул намерен посетить премьер-министр Шамиль Зайналов. Об итогах его визита мы сообщим подробней.

 

Дербент откликнется

Жаль, что в ходе турне президента в Дербентский район не обсуждались вопросы землепользования в самом Дербентском районе. Здесь большинство колхозов и совхозов реорганизованы в МУП. По приблизительным данным, этих МУП в районе от 36 до 39. В редакцию обратились представители общественности с. Великент Магомед Зульфигаров и Яхъя Яхъяев по поводу разбазаривания земель колхоза им. Азиза Алиева. Действующий председатель Курбан Абдулгалимов, бывший сотрудник органов милиции Дербентского района, возглавил колхоз после смерти своего брата. Как утверждают великентцы, пришёл он на должность в 2007 году, подделав протокол общего собрания колхоза. Беда великентцев, как и большинства тех, кто выходит (или не выходит) на площадь Ленина в Махачкале, – закрытый местной районной и поселковой администрациями доступ к земле. Землю колхоза отдают в аренду сторонним лицам. Так, около 100 га между Мамедкалой и г. Дагогни, прилегающих к федеральной трассе Ростов–Баку, были переданы совхозу им. Шамсулы Алиева (его возглавлял покойный Нариман Алиев, расстрелянный вместе с женой в собственном доме. – Прим. ред.), 35 га переданы совхозу «Геджух». Абдулгалимов, кроме того, раздаёт землю в аренду прочим агрофирмам по 1000–1200 рублей, а для своих сельчан – 4,5 тысячи рублей с га. Бесконечные жалобы жителей теряются в кабинетах районных ОВД и прокуратуры. Сами великентцы не знают, каков организационно-правовой статус колхоза им. А. Алиева (или это один из тех 36 районных МУП? Тогда и этот факт можно оспорить в суде и вернуть предприятию исходный статус колхоза) и о вытекающих отсюда следствиях, как-то: проведено ли межевание земли предприятия, зарегистрировано ли оно согласно действующему законодательству, регистрируются ли договора аренды и передачи земли (скорее всего, нет). Если колхоз всё ещё не реорганизован, то возможно через собрание колхоза принять решение о ликвидации предприятия и распределить по паям, как того желают великентцы.

 

Вывод

Манаскент (ГУП «Манаскентский»), Каранайаул (ГУП «Чкаловский»), Верхний Дженгутай (преемник колхоза – агрофирма «Верхний Дженгутай»), Великент (колхоз им. Азиза Алиева) – хозяйства, акции народного негодования по поводу неправедного распределения земель которых случились буквально за месяц-полтора. Что уж говорить о республике в целом. Заметьте, все спорные объекты объединяет их административная зависимость от глав районных муниципальных образований или правительства Дагестана (по агрофирме «Верхний Дженгутай» – это прикутанные земли). Время обострения конфликтов приходится либо до избирательной кампании в районе (поселении), либо после неё. Земля становится предметом торга, сделок-обещаний, сделок-намерений в случае благоприятного исхода выборов. И если, скажем, в Дербентском районе до сих пор ещё не проходили стычки или земельные бунты, то это только из-за политического долголетия клана Курбановых. Хотя терпение народа имеет свои пределы, и этот фактор также может сыграть в будущем злую шутку с главой района.
Номер газеты