[ Перепутье ]

Нам и вправду мало известна дагестанская история. Почему, оказавшись на этой территории пять тысяч лет назад, общий дагестанский пранарод начал делиться и дробиться, всё дальше уходя друг от друга? Почему, вместо того чтобы смешиваться и объединяться, мы копим обиды и размежёвываемся? И самое главное: есть ли кто, способный эти процессы общественного разложения и деградации остановить и запустить в обратном направлении?

На самом деле Дагестан не вырвался из своего средневековья. Мы так и не почувствовали себя единым народом! И здесь отсутствие лидера, подобно имаму Шамилю способного объединить Дагестан общей идеей, чувствуется особенно остро. Дагестан всё больше тонет в националистических настроениях и, к сожалению, мы не слышим осуждения этого явления ни со стороны официальных властей, ни со стороны духовных лидеров. Первым это выгодно, потому что позволяет объяснять некомпетентность той или иной персоны необходимостью представительства его нации во власти. Вторые, скорее, превратились в торговую корпорацию с коммерческими площадями в центре города, исламскими кредитами, доходами от религиозных обрядов. Ни те, ни другие не способны взять историчес-кую ответственность и объединить дагестанцев как народ, отбросив междоусобные настроения. Но у нас просто нет иного выбора, кроме как оставлять в прошлом негативный опыт. В своё время турецкий лидер Ататюрк, чтобы ускорить вхождение турков в европейскую цивилизацию, даже запретил носить фески в официальных местах. Сегодня Турция пользуется плодами его реформ: аккуратная, европейская страна с мусульманским населением. Пётр Первый, желая втиснуть Россию в ряды цивилизованных стран, с неимоверным трудом преодолевал сопротивление старых княжеских семей. И прорубил-таки окно. У нас же такой глобальной задачи никто не ставит. Да и личности соответствующего масштаба не видно. Всё, что выдаёт наш политический спектр, это либо верноподданнические чиновники, либо националисты. Дагестану кровно необходимы и лидер, и идея, способные вытащить нас из духовного, экономического и нравственного кризиса, подтолкнуть этнос вперёд. Иначе мы так и продолжим жить на обочине цивилизации.

Москва слезам не верит

Что мы для Москвы? Далёкая дикая территория с полуварварским населением, которому легче бросать подачки, нежели прививать цивилизацию. Да и сами туземцы не очень-то этого хотят. Коррупция, межнациональная тихая грызня, отвратительное образование, неспособность организовать цивилизованные общественные отношения, повальное воровство. С точки зрения Москвы туземцы продажны, аморальны, склонны к криминалу. А уровень преступности, то, как легко они отправляют друг друга в лучший из миров, не оставляет сомнений в правильности позиции держать их под контролем на периферии империи. Иначе о спокойных южных рубежах можно будет забыть. Танцы на манежной площади? Да ради Бога! У бедных своя гордость – у них всё равно больше ничего нет! Конечно, у них есть отдельные представители (для витрины), но погоду они не делают. Основная масса всё равно «туземцы». Вот как видится Дагестан из Москвы. Ситуация устраивает империю на 100 %. А чтобы положение вещей сохранялось стабильно-застойным как можно дольше, в эту бродящую массу время от времени подбрасываются дрожжи. К примеру, когда у власти был Дед, через Козака поощряли Сайгидпашу. Сейчас похожая ситуация между САДом и АМГ. Причём в обоих случаях оппозиционерам прощаются любые грехи, какие ни одному русскому чиновнику не простились бы. А версия, озвученная недавно на «Эхе Москвы», будто заместители министра МВД РД Ченчик и Смирнов присланы специально – через организацию похищений раскачивать обстановку в Дагестане, – выглядит убедительной. Если даже Герой оказался в положении голубя мира (что само по себе удивительно), то, значит, мы в центре осуществления какого-то плана. И никакого экономического рывка Москва не допустит. Не было сомнений, что «Винтерсхалл» свалит из проекта! Теракты выполнили свою миссию. И «Лукойл» на дагестанском шельфе не запустится: Москве это не нужно. Империи мы нужны бедные, воровитые, виноватые, на всё согласные.

Drahn nach West!

Но как бы Москва ни была заинтересована в нашем варварстве, весь негатив у нас собственный, родной! И пока мы не начнём меняться изнутри, отношение к нам не изменится. Но опять же проблема в том, кто возьмёт на себя эту историческую миссию. Где этот лидер? Нынешний хозяин Белого дома разочаровал нас своей нерешительностью даже там, где нужно было хотя бы настоять на выполнении Закона. Мы нуждаемся в том, чтобы появился лидер, способный по-новому озвучить приоритеты. И здесь работа, которую мы как этнос должны сделать сами. Когда читаешь на форуме газеты «Черновик» в интернете о том, что наши предки, занимавшиеся набегами и грабежом соседей, оказывается, герои, то сильно удивляешься. А если бы аналогичные действия осуществлялись по самим дагам? В том-то и дело! Мы должны отказываться от двойных стандартов в оценке событий! Иначе не получится осудить геноцид, проводимый по отношению к дагестанским народам.

Мы должны стать самодостаточным этносом, тогда и в Москве нас будут уважать. Пока мы не наведём порядок в собственном доме и не научимся чтить Закон, пока не начнём бороться с коррупцией и не объявим воровство грехом, не начнём наказывать преступников, мы будем восприниматься центром как дикая территория. А без порядка и Закона осуществлять экономические рывки просто невозможно. Любое достижение будет разъедаться «падающими на хвост» чиновниками. Нашими приоритетами должно стать не героическое прошлое или олимпийские медали, а реальные успехи в экономике, науке, культуре. Мы слишком долго стояли на обочине цивилизации. Пяти тысяч лет достаточно!

У Дагестана нет своего цивилизованного лица. Мало того, что наши люди зачастую неприглядно ведут себя за пределами Дагестана, мы и к Родине относимся не лучше. Уже на подъездах к Махачкале – грязь, ухабы, избушки на курьих ножках. В самом городе улицы с распроданными тротуарами, без зелени и парков отдыха. Кто-нибудь объяснит махачкалинскому градоначальнику, давшему добро на сужение проспекта Акушинского на треть, что дорожные развязки, широкие озеленённые улицы – это визитная карточка города? Поставив свою подпись под документом на строительство коммерческих площадей вдоль проспекта, он не позаботился даже о паркинге для машин. Паркуясь на дороге, они заберут как минимум треть проезжей части. Это только один пример некомпетентности людей, формирующих облик Махачкалы. Не говоря уже о возведении домов окно в окно в сейсмичной зоне: всё равно что ставить могильники для пока ещё живых людей. В Махачкале откровенно наплевательское отношение к людям видно как нигде. И чаще всего нарушаются градостроительные нормы людьми, у которых связи в горадминистрации! Никакие ограничители в лице прокуратуры или общественного мнения не действуют.

И вот такие подходы к делу у нас во всём! Подобная практика должна быть осуждена публично, а Дагестан – стать комфортным местом для проживания.

Первый шаг?

На протяжении двадцатого века немало стран пробуждались от спячки и делали колоссальные рывки вперёд. Многие из них поднимались из откровенного минуса. Но всегда находилась сила, лидер, которому верила большая часть народа. Дагестан как здоровый буйный молодой человек с массой энергии, но при этом дурно воспитанный и страдающий амнезией. Никто не говорит о будущем, все живут настоящим. Никто не ценит друг друга. Мы видим, как двигаются вперёд наши соседи по региону, и у нас есть причины бить тревогу. Наш народ может и должен жить по-человечески ещё в этой жизни! Потому что другого выбора у нас нет. Дагестан – единственное место, которое мы можем назвать Родиной. Вот только кто возьмёт на себя эту историческую миссию? К сожалению, выборы в ГД не приблизят нас к этому заветному дню. По слухам, места уже распределены и обещаны. ]§[

Номер газеты