От пропаганды до бруцеллёза

Семнадцатая сессия Народного собрания республики состоялась вчера в Махачкале. Список представленных на обсуждение и принятие законопроектов был настолько широк (29 вопросов), что депутатам впервые за полгода понадобился перекур. Более объёмным проектом закона, вынесенным на суд народных избранников, стал: «О республиканском бюджете РД на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Но вначале о том, как полку депутатов прибыло. Людмила Авшалумова напомнила коллегам, что на вакантное место в парламенте (вместо Шамиля Магомедова – избран главой Унцукульского района. – «ЧК») отныне сядет Гасан Гасанов (экс-замглавы Унцукульского района).
Затем начальник Управления по кадровой политике и государственным наградам президента РД Адам Алиев внёс предложение поддержать инициативу главы республики о назначении Марата Баглиева на должность председателя Счётной палаты Дагестана. Баглиеву, занимавшему этот пост в течение последних пяти лет, доверили и дальше считать, кто, как и сколько денег тратит в республике. Его кандидатуру депутаты поддержали единогласно.
 
Бюджет с характером
 
А о том, сколько денег потребуется республике в следующем году и на плановый период 2014 – 2015 годов и насколько реально изыскать необходимую сумму, докладывали аж четыре человека: министр экономики Марат Ильясов и министр финансов Абдусамад Гамидов, старый новый глава Счётной палаты Марат Баглиев, а также председатель Комитета НС по бюджету, финансам и налогам Вахмурад Курчаев
Стоит сразу отметить: документ объёмный и сложный на первый взгляд. Например, таблица реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации, то бишь Дагестана, написана настолько мелким нечитаемым шрифтом, что без увеличительного стекла не обойтись.

К принятию в первом чтении финансовый документ подготовлен таким образом, что тратить республика в ближайшие годы будет больше, чем зарабатывать.
Характеристики бюджета на предстоящий год определены, исходя  из объёма валового регионального продукта, который прогнозируется в размере 418 798,1 млн рублей. Таким образом, общий объём доходов республиканского бюджета составит 67 млрд 420 млн. В то же число входит и объём межбюджетных трансфертов, получаемых из федеральной казны в сумме свыше 46 млрд 810 млн рублей.
Расходовать будем больше, точнее 69,5 млрд рублей. Выходит, что дефицит республиканского бюджета составит чуть более 2 млрд рублей.
Иная картина, если верить прогнозам авторов данного закона, нас ждёт в 2014–2015 годах. К примеру, профицит дагестанского бюджета ожидается в размере 1 млрд 169 млн рублей и 242 млн 295 тысяч рублей соответственно. Кроме этого предлагается установить дополнительный норматив зачисления налога на доходы физических лиц в муниципальные бюджеты в размере 20%. Дополнительную прибыль республиканский бюджет надеется получить и за счёт государственных унитарных предприятий (ГУП). Отчисления от прибыли, остающиеся в распоряжении ГУПов после налогов, будут зачисляться в доход республиканского бюджета.
Немаловажным фактором (но не единственным), ухудшающим бюджетный климат в Дагестане, по мнению министра финансов, остаётся плохая собираемость налогов. Это его замечание никто не прокомментировал, хотя на прошлых заседаниях парламента подобные откровения вызывали шквал замечаний в адрес налоговиков РД. В том числе из уст президента.
Изрядные суммы денег в будущем году потратят структуры исполнительной власти республики. Расходы на кабинет министров приведены в таблице. Отметим, что бюджет нового, 15-го министерства (Министерство по информационной политике и массовым коммуникациям РД), в следующем году составит более 306 млн рублей. Первое чтение документ прошёл беспрепятственно.
Проект бюджета может претерпеть изменения уже ко второму чтению, поскольку, убеждён Абдусамад Гамидов, ещё не окончательно определены финансовые объёмы некоторых целевых программ, в частности федеральной целевой программы «Юг России».
 
Без пропаганды
 
Довольно шумным оказалось обсуждение доклада зампреда Комитета НС по здравоохранению и социальной политике Ахмеда Изилова. Он ознакомил коллег с проектом закона «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Дагестане на 2013 год для определения социальной доплаты к пенсиям». Интерес к его выступлению был вызван ещё и тем, что на прошлой сессии аналогичный доклад министра труда и социального развития Исмаила Эфендиева вообще «взорвал» аудиторию. Напомним, тогда министр объявил, что прожиточный минимум в Дагестане составляет 4 тысячи 575 рублей и этого вполне хватает для наших пенсионеров. В оправдание своего тезиса Эфендиев сказал, что сам покупает на базаре картошку за 15 рублей за килограмм. В общем, было решено вернуться к теме пенсионеров через месяц.
Изилова уже никто не критиковал. Он разъяснил, что в среднем рост прогнозных прожиточных минимумов пенсионеров по субъектам ЮФО и СКФО за период с 2010 по 2013 год составляет 131,1 процента, что в целом соответствует среднегодовому индексу потребительских цен на товары и услуги. Исходя из этого величина прожиточного минимума пенсионера республики в следующем году составит 5 тысяч 274 рубля против нынешних 4 тысяч рублей. Но Изилову «досталось» за другие слова. Говоря о повышении прожиточного минимума, он обмолвился, что этого удалось добиться благодаря стараниям фракции «Единая Россия». И началось. «Не надо тут заниматься партийной пропагандой и рекламой, – вставил своё предложение депутат-коммунист Магомед Магомедов, когда пенсионер идёт в магазин за хлебом, у него не требуют партийный билет. Это мы – коммунисты и патриоты из партии «Патриоты России» – вложили немало труда, чтобы повысили минимум для пенсионеров».
Уходящего с трибуны коммуниста догнали гневные слова спикера Магомедсултана Магомедова: «Магомед Гасанович, если хотите знать, кто тут больше всех занимается рекламой и пиаром, то это вы и коммунисты…».
Ещё одним шумным докладом можно считать выступление руководителя Комитета по аграрной политике Джапарбега Шамхалова. Проблема, о которой он говорил, прямым образом касается каждого дагестанца. Речь об инфекционной болезни бруцеллёз. Недуг, хоть и животного происхождения, при неосторожном обращении со скотом переходит к людям. А Дагестан, как выяснилось, едва ли не самая опасная в этом смысле республика. По данным Шамхалова, по состоянию на сентябрь этого года в Дагестане зарегистрировано 18 очагов бруцеллёза, в том числе крупного и мелкого рогатого скота. В последние годы у нас отмечается рост показателей этой болезни у людей, который многократно превышает средний по России. Депутат предлагал решать эту проблему не только силами ветеринарных и медико-санитарных служб, но и органов местного самоуправления, а также руководителей агропромышленных объединений и граждан – владельцев скота.
Тут в разговор включился депутат, ректор Дагестанской медицинской академии Абдурахман Османов. Он был недоволен тем, что подготовкой кадров для борьбы в том числе с бруцеллёзом занимается не Дагмедакадемия, а Саратовский госмедуниверситет им. Разумовского. Шамхалов не понимал сути претензий, поскольку в самих его предложениях уже звучало, что необходимо расширять круг борцов с опасной болезнью.
Предложение поступило и от депутата Фикрета Раджабова. «Может быть, стоит отложить принятие этого законопректа, если не всё предусмотрено и готово», – поинтересовался он. Шамхалов только кивал головой. Возможно, он думал: «Что ты, Фикрет, понимаешь в аграрной сфере?» Точку поставил президент: «Сорок процентов всех больных бруцеллёзом в стране приходится на Дагестан. Это опасная тенденция. Надо проект принять и уже дальше дорабатывать». И его приняли…
Интерес для простых дагестанцев представляет и проект другого закона «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории РД». Он интересен и потому, что наша республика является одним из лидеров по количеству массовых мероприятий, в частности митингов протеста и пикетов. Поскольку закон был одобрен, отныне нельзя будет собираться у вокзалов, аэропортов, торгово-развлекательных центров, тротуаров, детских и спортивных площадок и т. д. Важно и другое. Минимально допустимое расстояние между митингующими теперь составляет 50 метров. Среди указанных мест, где нельзя проводить публичные мероприятия, нет площадей, в том числе Центральной площади Махачкалы.
Кстати, из 476 человек, проголосовавших на сайте «ЧК» с 10. 07. 2012 по 20. 08. 2012 года по вопросу о наиболее предпочтительном месте проведения публичных мероприятий в республике, 71% ответили, что на Центральной площади Махачкалы.  

Номер газеты