[ От пенсий на пенсию... ]

Весёлый, по народным поверьям, месяц апрель начался для Дагестана плачевно. Знаком тому послужила отнюдь не праздничная посадка на центральной площади Махачкалы вертолёта с президентом России Дмитрием Медведевым и практически всеми руководителями силовых структур страны.

Поводом для столь экстренного визита Дмитрия Медведева послужили два чудовищных теракта в Кизляре, произошедшие спустя два дня после столь же кровавых взрывов в Московском метрополитене. К тому же в Махачкале президента страны уже дожидались все главы субъектов Северного Кавказа во главе с полномочным представителем президента в CКФО Александром Хлопониным.(Об их визите «ЧК» подробно писал в прошлом номере.) Вообще, сам факт такого экстренного совещания наводит на мысль, что и без того сложная общественно­политическая и криминогенная обстановка в Дагестане ещё более осложнилась.
 
Амутинов и 42 млрд
 
На фоне этих невесёлых событий 3 апреля в Махачкале, на Родопском бульваре, состоялся митинг, организованный сторонниками руководителя Дагестанского отделения ПФ России Амучи Амутинова. По оценкам «ЧК», в митинге присутствовало не менее 2500 (и не более 2750) человек, большая часть которых была участниками, около четверти – принудительно согнанными, а где­то четверть, говоря мягко, ротозеями. Корреспонденты «ЧК» тщательно просчитали количество участников и любознательных, пофрагментарно разбив широкоформатные фотографии масштабной сеткой и высчитав людей в каждой ячейке. Часть собравшихся на бульваре людей выражала протест по поводу возможной отставки руководителя организации. По словам самого Амутинова, митинги являются одной из законных и цивилизованных форм волеизъявления народных масс, желающих выразить своё мнение и быть услышанными. «Митинги организует не Амутинов, а инициативная группа из работников отделения ПФ и пенсионной общественности республики, которая несогласна с увольнением Амутинова и которая видит в его увольнении возврат ко временам, когда были многомесячные задержки пенсий и хищений пенсионных средств», – говорит Амутинов. Сам факт митинга вызвал в республике много споров и кривотолков. Ранее Юсуп Магомедов и Магомедгаджи Айдиев – главы Лакского и Новолакского районов Дагестана – заявили, что никто не уполномочивал отдельных граждан высказывать заявления от имени всего лакского народа и призывать людей на митинг в связи с возможной отставкой управляющего отделением ПФ по Дагестану. К выражению протеста и митингам дагестанцам не привыкать.  
В то же время Прокуратура Дагестана в частном порядке (по заявлению нескольких участников митинга) начала проверку имеющихся сведений о понуждении к участию в митинге и рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела против Амутинова по статье 149 УК РФ (принуждение к митингу должностным лицом с использованием своего служебного положения). Председателю ОПРФ по РД теоретически грозит до трёх лет лишения свободы с лишением права занимать ответственные должности. Почему теоретически? Потому, что данная статья УК – 149 – считается «мёртвой», то есть по ней практически не возбуждались уголовные дела, отсутствует практика вынесения судебных приговоров. Поэтому есть уверенность, что гособвинение, если дело дойдёт до суда, требовать максимального наказания для Амутинова не будет. Возможно, что при следственных действиях обнаружатся и некоторые иные «деяния», в которых ранее обвиняли Амутинова его противники. В частности, его обвиняли в организации похищения Касина Гасанова. Братья похищенного на одном из судебных заседаний заявили, что похищение было организовано, чтобы избавиться от свидетеля организации покушения на Саида Амирова
Пока по неподтверждённым сведениям, уже подписан приказ о назначении на должность председателя ОПФ РФ по РД Сагида Муртазалиева (ныне действующий глава Кизлярского района). Если это и соответствует действительности, то народ будет давать оценку его работе по мере деятельности.
А кто понесёт потери с увольнением Амучи Амутинова? Пенсионеры? Надо признать, Амутинов за время своего руководства данной структурой привёл в порядок пенсионную систему Дагестана. На сегодняшний день ОПФ по РД снабжён разветвлённой системой доставки пенсий до получателей. Этот процесс осуществляется через 58 обществ с ограниченной ответственностью (ООО), афиллированных непосредственно с самим Амучи Амутиновым и взимающих в официальном порядке за доставку пенсий комиссию.
Новый глава структуры и команда, которая с ним придёт, несомненно, тоже будет стараться держать пенсионную систему в хорошем состоянии (с учётом того, что пенсии и другие социальные выплаты держит под серьёзным контролем премьер­министр России Владимир Путин). Но он может пересмотреть контракты с амутиновскими ООО и передать доставку пенсий либо «своим» организациям, либо той же почте. Для того чтобы отстоять эти ООО, Амутинову придётся проявить свои волевые, правовые и менеждерские способности и бороться на различных тендерах за право доставки пенсий, бороться в судах и УФАС РФ по РД.
Для справки: в месяц через ОПФ РФ по РД проходит 3,5 млрд рублей. В год это 42 млрд рублей. (Весь бюджет Дагестана равен 50,9 млрд руб.). Естественно, что уходить с кресла руководителя организации, оперирующей суммой, сопоставимой с дагестанским бюджетом, не захочется никому.
 
Дорога к порту
 
По подобному сценарию разворачиваются события и вокруг Махачкалинского международного морского торгового порта (МММТП) и его руководителя, депутата НС РД Абусупьяна Хархарова. По данным «ЧК», магнат Сулейман Керимов решил вложить деньги в МММТП. Предполагаемая сумма вложений составляет около $ 200 млн. Ожидается, что после модернизации Махачкалинский порт станет лучшим на Каспии, затмив собой Астраханский. В этой связи роль своего рода гаранта и надёжного человека Керимова в порту отводят депутату НС РД и посовместительству директору Дагавтодора Магомедрасулу Омарову. А роль преемника Омарова в Дагавтодоре – брату Омарова.
«ЧК» же предполагает, что мотивом для подобного перемещения Омарова в порт служат иные, экономические причины. В частности, они связаны с хлопонинскими инициативами и привлечением в СКФО 17 млрд рублей инвестиций на развитие дорожно­логистической инфраструктуры.
Доля Дагестана в этих инвестициях предполагается доминирующей, так как сеть погранзастав и приграничных с Азербайджаном и Грузией районов должны будут связать между собой и республиканским центром качественные дороги, покрытые литым асфальтом. (Технологии литого асфальта, которые для Дагестана выглядят современными, применялись ещё в 60­х годах прошлого века при укладке дорог в Венгрии, Чехии, Москве. Они износостойкие, являются наиболее устойчивыми к воздействиям окружающей среды и транспортных средств, а также рассчитаны на длительный срок службы – 25 – 35 лет.) Для реализации этой, в большей части военно­стратегической задачи, видимо, понадобятся не только инвестиции в дорожное покрытие, но и строительство асфальтных заводов, приобретение (аренда, лизинг) современной дорожной техники, подготовка специалистов. Другими словами, в РД будет выстроен дорожно­строительный кластер, который замкнётся на Дагавтодоре. Существующие же в Дагестане дорожные покрытия, которые трудно назвать идеальными, а также вечный ямочный ремонт дорог (золотая жила, радость для начальников республиканских САХов, позволяющих каждый год стабильно списывать немалые деньги местных бюджетов) демонстрируют необходимость иных подходов в управлении этой серьёзной отраслью. Вполне возможно, что сейчас идёт активный поиск того, кто сможет эту отрасль (кластер) возглавить.
Разговоры же о том, что после ухода в порт Магомедрасула Омарова Дагавтодор возглавит его брат, выглядят маловероятными. Либо же он будет там временной фигурой, либо останется, если сможет продемонстрировать талант грамотного управленца, способного коренным образом преобразить отрасль.
 
Хархаров
 
6 марта, пока Магомедсалам Магомедов ездил с проверкой на строящийся между Каспийском и Махачкалой спорткомплекс, на въезде в порт собралось около двухсот человек, сторонников Омарова. Они пытались зайти на территорию порта, но служба безопасности Хархарова не впустила их. Стояние перед портом продолжилось и на следующий день, когда стало известно, что уже подписан приказ об увольнении Хархарова, а сторонники Омарова готовятся, наверное, силой посадить своего лидера в кресло гендиректора порта.
Хархаров, конечно же, не наблюдал равнодушно за происходящими вокруг его кресла процессами. Он был и в Правительстве Дагестана, где обсуждал эти вопросы, а также заручился поддержкой ДУМД. По некоторым данным, Хархаров даже готовился провести митинг протеста, на который, по подсчётам «ЧК», ориентировочно должны были выйти до 20 тысяч человек. Поддержку в этом деле ему обещали в ДУМД. Сам митинг должен был как бы продемонстрировать единство мюридов Саид­афанди Чиркеевского (Хархаров является одним из них). По данным «ЧК», первоначальная формулировка обращения в органы власти за разрешением на проведение митинга была как выражение несогласия с увольнением Хархарова. В последующем эта формулировка изменилась и приняла антитеррористическую направленность – выражение протеста против терактов и войны на Северном Кавказе.
Видимо, властям республики удалось убедить ДУМД (возможно, и на каноническом уровне), что выход сторонников Хархарова на площадь под эгидой организации, считающей себя официальным представителем ВСЕХ мусульман Дагестана, будет в глазах Москвы воспринято несколько иначе. Во­первых, как признак некой исламской агрессии. Центр вряд ли поймёт, что люди в зелёных тюбетейках представляют мирных суфиев, а не воинственных ваххабитов, которым приписывают и последние теракты. Данный митинг напомнит май 1998 года, когда депутат НС РД Надыр Хачилаев со своими сторонниками взял здание Госсовета РД и поднял на нём зелёный флаг. И люди помянут всуе и нынешний бишкекский кризис. Во­вторых, будет странно выглядеть тот факт, что в стране, где церковь отделена от государства, религиозная организация бьётся за госдолжность.
Кроме того, возникает вопрос и о месте проведения митинга. Почему акции протеста по этому поводу должны проходить в Дагестане, где от властей не зависит решение этого вопроса, а не в Москве, под окнами министра транспорта РФ, официально признанного самым богатым чиновником России – Игоря Левитина, – который и подписывает приказы о назначении руководителей подчинённых ему ФГУП? Если уж у ДУМД и есть желание искренне поддержать Хархарова, то митинговать надо там, в Москве…
Ещё один козырь Хархарова, который, как предполагается, он может использовать, – это суда, осуществляющие доставку сухогрузов в порт. Большинство судов и танкеров в порту афиллированы с хархаровским холдингом «Сафинат». Перевод этих судов в Астраханский порт, где у Хархарова достаточно сильные позиции, ударит по показателям МММТП. Но, отметим от имени «ЧК», не катастрофически – республика сможет пролоббировать у федерального центра необходимые ей дотации.
 
Причина
 
Простому обывателю может показаться, что страсти вокруг Амутинова и Хархарова разгорелись из­за их поддержки Муху Алиева в бытность того президентом РД. Однако тот же Амутинов заявляет, что во время их встречи действующий президент – Магомедсалам Магомедов – сказал, что не имеет никаких претензий к деятельности руководителя ОПФ. В отношении Хархарова также можно заявить, что не какие­либо отношения с новым президентом повлияли на его карьеру, а были совсем иные причины.
Многие уже, наверное, забыли визиты в Дагестан (январь­февраль) руководителя Южного Межрегионального координационного совета «Единая России» Николая Панкова. Он, когда выбор президента РФ уже остановился не на Муху Алиеве, прибыв в Дагестан, увидел, что того продолжают до последнего поддерживать Амутинов и Хархаров, которые не успели (не умели?) вовремя предать дагестанского президента и организовывали сбор подписей и отправку писем в его поддержку. Панков, посчитав, что ТАКАЯ позиция членов «Единой России» противоречит генеральной линии партии, поставил вопрос об их поведении перед руководством Генсовета «ЕР». Амутинову и Хархарову было предложено подписать заявления о добровольном уходе, но те отказались.
 
Комментарий «ЧК»
 
Отметим, что нынешняя власть (президентская команда) практически с первых дней прихода к власти смогла доказать свою состоятельность. Она показала, что умеет действовать прагматично, управляя различными процессами превентивно, а не рефлекторно, предупреждая негативные эксцессы, а не действуя по факту их свершения (фактически – расхлёбывая проблемы).
Пора бы республике начать с пониманием относиться к подобного рода перестановкам в госучреждениях, как в любом другом цивилизованном регионе или стране. (Новая власть – новая команда!) А не превращать государственные организации в национально­потомственные. И пора некоторым дагестанцам перестать воспринимать слова «национализация предприятий» буквально. Чем скорее мы всё это поймём, тем быстрее начнёт налаживаться, в первую очередь, жизнь простых людей. 
Постепенно с болью для себя это начинают понимать и герои нашей публикации. Они пытаются создать новые политические союзы и сбиваться в команды. По данным «ЧК», несколько дней назад сторонники главы Хасавюрта – Сайгидпаши Умаханова – собирались провести митинг протеста после того, как появились слухи, что силовики, проводившие обыски в домах родственников мэра, увезли в неизвестном направлении брата главы города, депутата НС РД Ахмедпашу Умаханова. Амучи Амутинов, как говорят в его окружении, собирался приехать на митинг и поддержать сторонников Умахановых. Но митинг не был проведён.

 
Это не мы
 
Пока готовилась данная статья, в редакцию «ЧК» обратился генеральный директор ООО «МСО», председатель совета кредиторов ТП «Новострой» Камалутин Будайчиев и показал обращение нескольких представителей лакской общественности к депутатам ГД РФ от РД, в котором говорится о незаконных политических интригах со стороны Амучи Амутинова, незаконном принуждении своих подчинённых – работников ОПФ – на организацию митингов в свою защиту, неэффективности использования бюджетных средств на программу переселения лакцев Новолакского района на новое место жительства в то время, когда Амутинов курировал данную программу. Будайчиев говорит, что все подписи под данным обращением, в том числе и его, подделаны.
Однако, если даже и учесть, что подписи под данным обращением подделаны, то имеют место целый ряд других обращений в адрес руководителей республики и Прокуратуры РД по поводу нарушений закона отдельными чиновниками, в частности, вовлечёнными в строительство объектов в ТП «Новострой». Под этими обращениями также имеется подпись Будайчиева. Кстати, УФАС РФ по РД в конце марта текущего года возбудил девять дел об административных правонарушениях в отношении главы администрации МО «Новолакский район» Магомедгаджи Айдиева. В ходе проверок сотрудники УФАС выявили, что администрация Новолакского района при проведении открытого аукциона и запроса котировок нарушила ст.ст. 34, 36, 38 и 47 ФЗ. За данные правонарушения Айдиев привлечён к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 300 000 рублей.
 
Номер газеты