Один пишем, два в уме…

Во все времена слово «депутат» вызывает у людей разные чувства: от смешанных – любви, почёта и недоверия, до отрицательных – ненависти и презрения. Но неизменным остаётся одно: депутатов принято считать людьми успешными и богатыми или, по крайней мере, совсем не бедными. На неделе  дагестанские парламентарии обнародовали свои доходы за 2015 год. Перепад денежного и имущественного состояния народных избранников и членов их семей, как всегда, впечатляет.

Уже третий год кряду самым высокодоходным депутатом Народного собрания является Ислам Гусейханов с заработком 69 млн 248 тысяч рублей. Примечательно, что ещё два года назад его годовой доход был более чем в 2 раза меньше – 32,4 млн рублей. Автомобилей у Гусейханова, как видно из декларации, не имеется.

Следом по толщине бумажника расположился Джамалудин Омаров (бывший мэр Каспийска) с заработком свыше 54 млн рублей. Он вписал в декларацию несколько автозаправочных станций, а также мини-нефтеперерабатывающий завод. Омаров относится к числу тех (бывших, действующих) чиновников, кто при новых республиканских властях смог сохранить и упрочить не только бизнес-интересы, но и политическое влияние. 

Газетами, заводами, пароходами не владеет, но достаточно хорошо зарабатывает и третий депутат в нашем списке – генеральный директор ОАО «Сулакский гидроэнергетический каскад» Нурмагомед Алиев, чей годовой доход равен почти 35,5 млн рублей. В пятёрку лидеров можно включить и Магомеда Садулаева, гендиректора ОАО «Дербентский завод игристых вин» с годовым доходом 31 млн 750 тысяч рублей. 

Заработав около 600 тысяч рублей в год, вице-спикер Народного собрания РД Николай Алчиев, возможно, и не выглядит таким преуспевающим, однако почти 11 млн рублей, которые привнесла в семейную казну его супруга, делают их совместную жизнь весьма безбедной. Другой вице-спикер, Юрий Левицкий, вместе с супругой накопили почти 3,5 млн рублей, а декларация третьего – Сайгидахмеда Ахмедова – зафиксировала чуть больше 1 млн 400 тысяч рублей. Ненамного больше заработал и четвёртый заместитель председателя парламента Сейфуллах Исаков – 1 млн 750 тысяч рублей.

Примечательно, что в графе доходов депутата Магомеда Амирова (сын осуждённого экс-мэра Махачкалы Саида Амирова «ЧК») – ничего не стоящая чёрточка, но и его, видимо, выручает супруга, которая пополнила копилку в прошлом году более чем на 11 млн рублей. Ещё один случай, когда жена зарабатывает больше мужа. Депутат Рима Касимова задекларировала за прошлый год 707,6 тысячи рублей, а её муж – только 511 тысяч. Причём оба, согласно бумаге, передвигаются на «Приорах». Сравнительно немало зарабатывает и супруга депутата Ахмеднаби Магомедова – 1 млн 810 тысяч рублей, но зарплата мужа куда выше – 5 млн 711 тысяч рублей.

Не по-банкирски беден и Гитиномагомед Гаджимагомедов, возглавляющий дагестанский филиал Россельхозбанка. Его состояние за 2015 год пополнилось только на 12 млн 178 тысяч рублей. Сравнительно богатый урожай купюр собрал за этот же период и Газимагомед Абдуллаев – 14 млн 523 тысячи рублей. Уж совсем блекло смотрится сумма 1 млн 400 тысяч рублей, которую в 2015 году заработал Магомед Сулейманов, руководитель ТФОМС. Больше у него ничего нет. В том числе и автомобилей-внедорожников, включая бронированные. Его супруга за этот же период заработала почти в 4 раза больше. Кроме того, ей принадлежит один земельный участок и одна квартира. Примечательно, что 2,5 года назад, до своего назначения и. о. мэра Махачкалы, Магомед Сулейманов, согласно задекларированным доходам, входил в пятёрку богатейших депутатов Народного собрания. 

 

От М-21 до Rolls-Royce

 

Сущим пустяком выглядят и 28 миллионов рублей, заработанные депутатом и по совместительству генеральным директором ООО «Газпром трансгаз Махачкала» Керимом Гусейновым. Заметный дифферент в сторону увеличения капитала, поскольку 2 года назад его годовой заработок был меньше на 10 млн рублей. Неформально его называют едва ли не самым богатым человеком в Народном собрании, а также одним из богатейших людей в республике. При этом в графе о наличии в собственности транспортных средств Гусейнов указал только два автомобиля – старые и добрые советские М-20 и М-21.

Стремительно «беднеет» депутат,  директор дагестанского филиала компании «РусГидро» Тимур Гамзатов, который заработал за отчётный год чуть больше 5,5 млн рублей. Отметим, что в 2012 году сумма его доходов составляла 27,3 млн рублей, а годом позже – 11,9 млн. 

Депутат Тагир Исмаилов (ректор ДГТУ) задекларировал чуть более 4,1 млн рублей. А машины у него нет. Его коллега по цеху, руководитель ДГУ Муртазали Рабаданов, за прошлый год заработал свыше 2,6 млн рублей, а ректор ДСХА Зайдин Джамбулатов – на 88 тысяч рублей меньше.

Коммунист Магомед Магомедов заработал в прошлом году 367 тысяч рублей. Кстати, Магомедов, пожалуй, единственный народный избранник, который часто передвигался в городской маршрутке, вероятно, впитывая дух и настроения электората. Тем не менее супруга коммуниста владеет японским внедорожником «Лэнд-Крузер-100».

Неизвестно, ошибка ли техники либо сбой в работе парламентского верстальщика, но ещё один потенциально богатейший человек в Дагестане, бывший спикер парламента Магомедсултан Магомедов, неформально контролирующий ОАО «Дагнефтепродукт», не заработал за 2015 год ни копейки. Оттого, вероятно, нет у него и автомобилей. Кроме того, что несколько земельных участков, частных домов и квартир, оформленных на жену. Полный ноль в графе доходов и у другого депутата – Карамутдина Мурзаева. Не зарабатывает и не имеет собственности и его супруга. Живёт без средств и депутат Ахмедпаша Умаханов, лишь доход его супруги составляет немногим более 232 тысяч рублей.

Следует отметить, что на последней сессии коллеги лишили мандата депутата Сагида Муртазалиева по формальной причине непредоставления им сведений о доходах (подробный репортаж с сессии на стр. 4–5 – «ЧК»). Кстати, находящемуся за пределами страны и также имеющему проблемы с правоохранительными органами депутату Эдуарду Хидирову ничего не помешало задекларировать более 1 млн рублей и земельный участок площадью 1 500 кв. метров. 

Кроме одного дома площадью 215 кв. метров ни рубля в декларации не указал и Муртузали Муртузалиев. Тогда непонятно, кому принадлежат несколько дорогих «кашалотов» японского автопрома, на которых он систематически передвигается.

Не особо блещет доходами и Ахмед Гаджиев (гендиректор ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт, брат депутата Государственной думы РФ Магомеда Гаджиева «ЧК»). 681 тысячи рублей – именно столько он внёс в декларацию о доходах.

Несмотря на то что депутат Далгат Махачев в декларации указал только доходы в размере 1 млн 371 тысяча рублей, по всей видимости, живёт он довольно люксово. В его собственности имеются дорогущие автомобили Lexus LX 570 и Rolls-Royce. Кроме того, депутат имеет в индивидуальной собственности 6 земельных участков общей площадью около 6 309 кв. м, 9 частных домов, лодочный ангар и 8 помещений, причём площадь самого большого составляет почти 1000 кв. метров, самого маленького – только 2 кв. м. Не менее впечатляет и автопарк другого молодого депутата, Пазлудина Уцумиева (сын главы Кизилюрта Магомеда Уцумиева«ЧК»). При доходе в размере 600 тысяч рублей в год он владеет двумя «двухсотками». Депутат Мурат Пайзуллаев, также представляющий кизилюртовщину, тоже, по всей видимости, знает толк в машинах. Он владеет «Лексусом LX-570» стоимостью 5 млн 776 тысяч рублей, но честно указал, что приобрёл его на деньги от продажи его бронированного собрата – «Рида-396930». А заработал депутат за год 7 млн рублей.

Ничуть не уступает автопарку Махачева и Уцумиева гараж их коллеги Владимира Ашурбекова. В его коллекции имеется «Рида-397920» (бронированная «двухсотка»), «Мерседес-Бенц-500», «Тойота-Камри», «Мерседес-Бенц-400». А за прошлый год Ашурбеков заработал всего 350 тысяч рублей. Настоящим автомагнатом можно назвать и депутата Гамида Алигишиева, который владеет BMW Z4, Toyota Land Cruiser 200, Mitsubishi Pajero и Lexus LX 570. Последнее авто Алигишиев приобрёл за 2 млн 100 тысяч рублей после реализации акций банка. За эти же деньги он купил ценные бумаги: векселя ООО «ЦСК», эквивалентные 66 млн 852 тысячам рублей.

Заработок же экс-депутата НС РД, назначенного руководителем Комитета по земельным и имущественным отношениям республики, Джапарбега Шамхалова за 2015 год оценивается менее чем в 1 млн 400 тысяч рублей, а у его тёзки, депутата Джамалдина Шамхалова, задекларированный годовой доход хоть и не достигает 300 тысяч рублей, зато имеется вполне серьёзный автопарк из двух «Бентли», бронированного «Лексуса» («Рида-396930») и «Тойота-Лэнд-Крузера-450», принадлежащего супруге.

 

Байкер года

 

В алфавитном порядке список замыкает самый американизированный депутат, спикер парламента Хизри Шихсаидов. Помимо японского внедорожника «Тойоты-Тундра», в его гараже красуются американские джип Wrangler и мотоциклы: Harley-Davidson 2010 года и Harley-Davidson 2011 года. Согласно декларации, спикер в 2015 году заработал чуть больше 2 млн рублей.

Разумеется, данные сведения весьма  посредственные. Трудно поверить в то, что, заработав в год даже 500 тысяч рублей, возможно содержать дорогой внедорожник (а то и несколько), не говоря уже о семье, охране и других расходах. Очевидно, что у большинства народных избранников есть в наличии вполне стабильный бизнес, имущество (движимое, недвижимое), в том числе коммерческое, формально переписанное на третьих лиц, что освобождает их, во-первых, от надобности уплаты больших налогов, во-вторых, оставляет источники доходов в тени. ]§[

Номер газеты