[ О плюсах и минусах «силовиков» ]

Во вторник, 26 августа, в Сочи состоялась встреча президента РФ Дмитрия Медведева и главы Дагестана Муху Алиева. На ней в течение 40 минут обсуждались вопросы социально-экономического развития республики, строительства дорог, безопасности и пр. По возвращению в Дагестан 27 августа Муху Алиев провёл брифинг, на котором рассказал подробности встречи в Сочи и ответил на актуальные вопросы журналистов.

 
Глава республики рассказал о том, что в ходе «доброжелательной и конструктивной беседы» с президентом РФ Дмитрий Медведев был проинформирован о ситуации в Дагестане. Муху Алиев сообщил ему, что социально-экономическая ситуация в РД характеризуется положительной динамикой. В качестве доказательства своих тезисов Алиев приводил различные статданные, отметил, что за последние два года примерно в два раза возросло поступление налогов в консолидированный бюджет Дагестана, а за последние 7 месяцев инвестиции в основной капитал выросли на 20,7 %. Глава РД сообщил Медведеву и о частичном сокращении безработицы: «В прошлом году мы создали более 5 тыс. новых рабочих мест, а за первое полугодие этого года создано 9 тыс. 400 рабочих мест. Прошлый и этот год, можно сказать, были переломными в плане притока крупных частных инвестиций в республику и, прежде всего, в экономику».

О достижениях…

В ходе беседы с президентом России обсуждалась и общественно-политическая ситуация в республике. Муху Алиев, охарактеризовав обстановку как стабильную, сообщил Медведеву, что это результат «позитивных социально-экономических изменений, которые происходят в республике, и активной работы по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму; население всё более активно подключается к противодействию религиозно-политическому экстремизму».
Алиев говорил Медведеву и о проблемах: «Конечно, наша республика имеет много проблем: экономических, социальных. Есть сложности в сфере межнациональных, религиозных отношений. Наша задача – следить за развитием всех этих вопросов, не допускать того, чтобы какие-то силы могли бы использовать эти проблемы, трудности, недостатки для осложнения ситуации в Дагестане. Я говорил президенту России о том, что мы и впредь будем обращать особое внимание на вопросы развития экономики, улучшения благосостояния людей, развития социальной сферы, модернизации образования, здравоохранения. Дмитрий Анатольевич согласился с этим и подчеркнул, что это очень важно».
Муху Алиев подчеркнул, что встреча была доброжелательной и тёплой, отметил уважительное отношение Медведева к Дагестану и его народам: «Президент России отметил вклад дагестанских спортсменов-олимпийцев в победу нашей сборной, сказал, что он планирует в ближайшее время встречу с ними. Поблагодарил ребят из Дагестана и других субъектов РФ, которые подняли авторитет страны».
На брифинге глава Дагестана рассказал о подготовке к инвестиционному форуму в Сочи, проектах, которые будут на нём представлены: «При встрече с президентом России я говорил ему, что у нас есть хорошие проекты, и их реализация во многом будет зависеть от того, как мы освоим деньги, которые уже выделены республике на создание инженерной инфраструктуры туристско-рекреационных зон. До 2012 года республике выделено около 900 млн рублей, на этот год – 300 млн рублей. Эти деньги мы должны освоить. После создания этих зон можно уже иметь проекты и объявлять конкурсы на проведение соответствующих строительных работ. Проектов в три раза больше, чем в прошлый раз. Я думаю, у нас будет интересная экспозиция, которая будет охватывать практически все отрасли экономики».

О проблемах…

Муху Алиев, говоря о проблемах, связанных с борьбой с религиозно-политическим экстремизмом, отметил следующее: «У нас накоплен достаточный опыт. Есть чёткая программа действий, в рамках которой мы работаем. И общими усилиями, думаем, что наметившаяся тенденция по противодействию экстремизму, терроризму будет продолжена в республике».
На брифинге президента РД спросили о предварительных итогах расследования уголовного дела, возбуждённого после проведения спецоперации на ул. Акушинского (Махачкала) в июне 2008 г.
«Эта операция проводилась примерно два месяца назад, – сказал Муху Алиев.– Следственным управлением Следственного комитета РФ по РД возбуждено и расследуется уголовное дело. Позавчера я вместе с руководителями правоохранительных органов и с участием всех тех товарищей, которые считают, что при проведении этой операции были допущены ошибки, провёл совещание, на котором был обсуждён ход расследования этого уголовного дела. Руководитель следственного управления Амирбеков докладывал в их присутствии о том, что следствие по делу продолжается, окончательные выводы ещё не сделаны. Но он считает, что никаких нарушений при расследовании уголовного дела, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, при проведении самой спецоперации, не допущено. И эта спецоперация на Акушинского, 90 была проведена после того, как соответствующие органы получили информацию о том, что убийца начальника горотдела милиции Буйнакска Алиева скрывается в этом доме. Поскольку нужно было обеспечить нормальное проведение операции, обеспечить безопасность людей, которые там находятся, невозможно было не объявлять контртеррористическую операцию. И в ходе этой операции было сделано всё, что необходимо было делать в таких случаях. В том числе всем, кто там находился, было предложено сдаться. Но они не сдались. Вместо этого они открыли огонь. Это тоже, по его мнению, бесспорно доказано. Поэтому «силовики» приняли меры, которые посчитали адекватными в сложившейся ситуации.
Может быть разный подход, разное толкование любого уголовного дела, но его расследование должно идти своим путём. Есть адвокат, есть люди, которые занимаются расследованием этого уголовного дела. Я неоднократно спрашивал: доверяете ли вы тем, кто ведёт это следствие, считаете ли вы нужным куда-то передавать его или принять какие-то дополнительные меры? Таких претензий не было предъявлено, за исключением пожелания ускорить проведение расследования уголовного дела, с тем чтобы адвокат имел возможность быстрее подключиться к изучению тех или иных процессуальных документов. Поэтому дело находится на такой стадии, и я думаю, что создавать вокруг него какой-то ажиотаж или требовать принятия каких-то эмоциональных решений с обвинением руководителей МВД нельзя. Я думаю, все понимают, что в ходе расследования всё встанет на своё место. Ещё раз повторяю, что сегодня правоохранительные органы считают, что погибшие – это участники НВФ, что у одного из них обнаружен автомат, из которого стреляли в начальника горотдела милиции, и проведённые экспертизы, пули и прочее совпадают. Поэтому у них нет сомнений, что даже в отношении одного из них – это участник НВФ, член банды, которая орудует в Буйнакске и Буйнакском районе. Они связаны с Газилалиевым, о котором пишут и говорят. У них есть данные, что и он причастен к НВФ: в деле есть, в частности, документ, подготовленный рукой Газилалиева, где составлен перечень материалов, которыми надо обеспечить «лесных братьев». Будут проведены соответствующие экспертизы. Мне представляется, что в этих делах не надо проявлять какую-то ненужную горячность, нетерпимость. Надо подождать, пока закончится расследование дела и в установленном законом порядке выяснять все отношения друг с другом».

О доверии...

В связи с этим президенту РД был задан вопрос о росте недоверия к правоохранительным органам после 1999 г., а также способах реабилитации последних в глазах общественности. Президент РД охарактеризовал работу «силовиков» в целом как положительную. Однако тут же отметил, что у правоохранителей имеются существенные недостатки: «Недостатки связаны с тем, что они ведут борьбу теми же формами и методами, которые использовали в 1999 г. Некоторые не понимают, что прошло уже 10 лет и формы и методы работы необходимо менять. К сожалению, этого на сегодняшний день не происходит. Надо делать акцент больше на профилактику. По возможности не уничтожать боевиков, а стараться взять их живыми, чтобы они предстали перед судом, объясняли, почему они пошли на преступление, кем и чем они недовольны. Государством ли, республикой, самими правоохранительными органами? Лучше, когда человек жив и отвечает на эти вопросы. С этой точки зрения им надо поправить многое, хотя не всегда всё зависит от них. Но считаю, что в плане профилактики, усиления работы участковых правоохранительные органы должны перестроить свою работу. Это я постоянно говорю им и их руководителям в Москве… Что касается борьбы с коррупцией, экономическими преступлениями, взяточничеством, считаю, что эта работа ведётся крайне неудовлетворительно. Считаю, что в этом направлении мы должны сделать очень серьёзные выводы по результатам работы буквально всех правоохранительных органов. Потому что нет такой борьбы, которая адекватна тем безобразиям, которые сегодня имеют место в нашей республике. Не может быть оправдания тому, что при такой коррумпированности не только правоохранительных, но и многих других органов республики показатели фиксируемых, регистрируемых экономических преступлений снижались. Этого не может быть там, где нормально работают правоохранительные органы. Закрепление положительных тенденций в развитии республики, оздоровление ситуации просто невозможно без серьёзных изменений в работе правоохранительных органов. И я надеюсь, что они это поймут».
Были вопросы и про то, как Алиев относится к подписанию указа о независимости Абхазии и Южной Осетии. «Признание Абхазии и Южной Осетии – это единственно верное решение, для того чтобы о нашу страну не вытирали ноги и считались с её мнением. Этим шагом, может быть, неожиданным, Россия продемонстрировала: «Попробуйте!». Это уже не та страна, что 15 лет назад. Мы становимся с вами очевидцами становления новой России, с интересами которой должны считаться все страны мира. Я считаю это единственно правильным решением. Конечно, в ближайшие дни нам придётся столкнуться со сложностями, попытками давления. Но наша страна должна собрать в кулак всё что есть, для того чтобы противостоять этим нападкам и твёрдо вести свою политику. Мы не можем быть марионетками либо бесправными наблюдателями происходящих в мире процессов. Мы понимаем, что нас вынудили пойти на этот шаг. Будет нелегко, непросто, особенно нам, на Северном Кавказе, потому что недруги России не теряют надежды «раскачать» здесь ситуацию. Некоторые политики в США прямо призывают оторвать, отделить от России весь Северный Кавказ. Нашей стране необходимо мобилизовать имеющиеся ресурсы, чтобы быть готовой дать адекватный ответ на возможные выпады. Мы не хотим портить отношения с Европой или США, начинать очередную «холодную войну». Но мы умеем выживать в любой ситуации», – сказал президент РД.

Номер газеты