Нестерильная политика

В течение двух дней, в минувшие вторник и среду, в здании администрации Дербентского района бушевала буря. Группа высокопоставленных чиновников из Махачкалы, чёрные правительственные «двухсотки» во дворе, многочисленные вооружённые люди в камуфляжной форме, уговоры, граничащие с угрозами, перевернули ещё одну драматическую страницу современной истории Дагестана. Состав уехал, но осадок, могущий слепить из района ещё один конфликтогенный очаг, остался…

«Он же (глава Дагестана Рамазан Абдулатипов «ЧК») часто говорит, что пришёл освободить нас от рабства. А что же с людьми они теперь поступают, как с рабами?» – практически в никуда адресовала вопрос толпа, собравшаяся во вторник у здания Дербентской райадминистрации. Людям непосвящённым могло показаться, что на повестке дня стоит вопрос отмены крепостного права. На самом же деле речь шла о взаимоотношениях власти с народом, а те, кто мог бы им ответить, в это время находились глубоко за стенами здания, никого не слышали (и не слушали), только настоятельно говорили и требовали... 

Как бы сегодня республиканская власть ни просила СМИ замечать и публиковать позитивную сторону её деятельности, позитива больше не стало и не станет. Если он где-то и есть, то он фрагментарен. Говорить, что экономика республики растёт и развивается при глобальном кризисе и многомиллиардном бюджетном дефиците, колоссальном госдолге и отсутствии реальных (а не мнимых) точек роста, мягко говоря, неприлично. Социальных проблем столько, что их решение пока даже не снижает напряжённости, не говоря о снятии самой сути проблемы. Стрелять, убивать, похищать и грабить не перестали, разрыв между различными социальными группами не рубцуется, а где-то даже расходится. Конечно, всё это даёт противникам руководства Дагестана широчайшие возможности для критики. Пусть эта критика и носит пока характер локальных и эпизодических всплесков. Но главное – власть сама даёт поводы для критики…

 

Не стерилизовались

 

То, что происходило в Дербентском районе на этой неделе, вполне может войти в учебники истории как пример деструктивной политики властей по отношению к периферийному электорату. Как, например, то, что произошло у нас пять лет назад. Будучи президентом России, Дмитрий Медведев назвал выборы, прошедшие в 2009 году, нестерильными. Основной поток негатива и критики президента был связан с голосованием на выборах мэра Дербента. Но тогда результаты плебисцита пересмотрели, ориентиры поменяли, и казалось, что правильные выводы сделаны… Оказалось – нет.

Утром 28 октября в Дербентский район приехал руководитель администрации главы и правительства Дагестана Рамазан Алиев. Вместе с ним находился его заместитель Алексей Гасанов, начальник Управления АГП по внутренней политике и территориальному развитию Мавлидин Маликов и полномочный представитель главы РД в Южном территориальном округе Мусаэфенди Велимурадов.

Недостатка в «брабусах» и «двухсотках» в эти дни в Дербенте не было

 Ещё до того как корреспонденты «Черновика» доехали до Дербента, в редакцию начали поступать сообщения о цели визита чиновников – уговорить исполняющего обязанности главы района Али Хазбулатова отозвать исковое заявление администрации МР «Дербентский район» и трёх сельских поселений, «Сельсовет Хазарский», «Село Джалган» и «Село Араблинское» к Министерству по управлению государственным имуществом РД. Напомним, это дело находится в производстве Арбитражного суда Дагестана. Назначенное на 9 октября первое заседание перенесено на поздний срок, и именно по этому делу в отношении главы района возбуждено уголовное дело. Решением Советского суда Махачкалы он заключён под домашний арест и временно отстранён от исполнения служебных обязанностей.

В течение нескольких часов Алиев, Гасанов, Маликов и Велимурадов безуспешно пытались уговорить Хазбулатова. По данным наших источников (очевидцы кулуарных разговоров), на врио главы района оказывалось громадное давление, вплоть до угроз. Но был среди гостей ещё один человек, директор МУП «Татлярский» Яхья Гаджиев. Чуть позже стало известно, что отзыв судебного иска – не единственное требование к Хазбулатову. По замыслу гостей, он должен был уступить Гаджиеву кресло главы района. Однако и тут всё оказалось непросто. Гаджиев был растерян. Вроде бы, дав согласие временно возглавить район, он неожиданно пошёл на попятную, когда узнал, что условием наделения руководящими полномочиями станет всё тот же отзыв иска. До обеденного перерыва ничего не изменилось. Посидев в одном из дербентских фешенебельных ресторанов, высокопоставленные чиновники вернулись в администрацию, но там уже не оказалось Али Хазбулатова.   

 

Суть иска

 

Благодаря содействию одного из чиновников, близкого к Белому дому, в распоряжении редакции оказался один документ. Почти уникальный. Правительственное письмо датировано 22 октября этого года и за подписью вице-премьера Шарипа Шарипова адресовано Али Хазбулатову. В нём вице-премьер убедительно предлагает администрации Дербентского района и трёх сельских поселений отказаться от исковых требований, мотивируя это тем, что данное судебное дело для заявителей не имеет никакой перспективы, поскольку спорные земельные участки не входят в границы населённых пунктов заявителей. Кроме того, пишет Шарипов, истекли сроки давности, установленные процессуальным законодательством для обжалования в суд…  Если предельно просто расшифровать содержание этого письма, выходит, что фактически нет предмета спора, но зато есть основание по этому же «бесперспективному делу» расследовать уголовное дело в отношении Курбанова, да ещё с довольно жёстким силовым сопровождением.

Последние полторы недели во дворе дома, где проживает Курбан Курбанов, жители наблюдали странную «Ниву-Шевроле», в которой всё время находились люди в камуфляжной форме. По сведениям местных жителей, они постоянно вели видеосъёмку и наблюдали за входящими и выходящими из подъезда Курбанова. На устные заявления жильцов местные полицейские несколько раз реагировали, но после короткого разговора с неизвестными преспокойно уезжали обратно. В народе начали поговаривать, что это не кто иной, как сотрудники службы безопасности первых лиц республики. Так или иначе, они безвозвратно снялись с позиций, сразу после того как в понедельник вечером в социальных сетях были выложены их фотографии.

К трём часам дня вторника стало ясно, что Рамазан Алиев и сопровождавшие его лица не собираются уезжать из района. Очередной наш источник стал очевидцем интересного телефонного разговора. По его сведениям, Алексею Гасанову позвонил глава республики Рамазан Абдулатипов и поинтересовался, как дела и где находится Рамазан Алиев. «Гасанов сказал, что Алиев сейчас на третьем этаже, и включил звук на громкую связь, чтобы Яхья Гаджиев услышал. Глава Дагестана сказал, чтобы все вопросы решили так, как вчера они договаривались в Махачкале. Им сказали, чтобы не возвращались без результата», – говорит наш собеседник. Если это так, то становится понятным, почему высокопоставленные гости не спешили, а по сути, и не могли просто так уехать. К 19:00 руководителю администрации главы РД удалось сломить сопротивление другого заместителя главы района, Султана Султанова. С формулировкой «предельно допустимый возраст для замещения должности замглавы», а по данным его коллег – под невероятным прессингом, он был смещён с поста.

Рамазан Алиев входит в здание райадминистрации

А чуть позже поступила новая информация – о созыве утром следующего дня внеочередной сессии районного собрания, на которой Рамазан Алиев планирует протолкнуть законодательно свои инициативы. По домам депутатов были посланы гонцы с требованием явиться в райадминистрацию, а там их поодиночке начали вызывать в кабинет для индивидуальной беседы. Громкие возгласы, что созвать сессию за такое короткое время просто невозможно, никто и не пытался услышать. «Где это видано, чтобы представители исполнительной власти так диктовали условия законодательной? Они категорически не хотят допустить того, чтобы дело рассматривалось на суде, иначе, если арбитраж решит в пользу Дербентского района, то автоматически снимаются обвинения с Курбана Курбанова», – предполагали депутаты. Как свидетельствуют народные избранники, на них оказывалось сильнейшее давление с попутными угрозами уголовным преследованием. На этом страсти вторника постепенно улеглись, чтобы с новой силой разгореться утром.

 

Среда   

 

В назначенное время депутаты на сессию не явились, поскольку имели на это право. По действующему законодательству депутаты за три дня до сессии должны быть уведомлены об этом и ознакомлены с повесткой дня. Помимо этого, она должна быть опубликована в печати. Узнав о текущей ситуации, из разных сёл района в Дербент начали приезжать возмущённые люди. Параллельно к административному зданию стали стягиваться дополнительные силы правоохранительных органов. В какое-то время возникла даже небольшая потасовка – полицейский, хотел он того или нет, но направил ствол автомата в сторону одного из людей. «Ты чего, нас автоматом хочешь напугать?» – послышалось в толпе. В этот момент мало кто кого контролировал. От дальнейшей эскалации спасло громкое «Сабур, сабур!». Примерно к 11 часам среды, поняв, что депутаты не явятся на заседание, кто-то (по данным источников, это Рамазан Алиев) дал команду доставить их принудительно. Как рассказывают очевидцы, в дома народных избранников вторично направились гонцы, но уже в сопровождении полицейских. Тем не менее депутаты не приехали, а по одним данным, двое народных избранников не выдержали психологического давления и попали в больницу.

Но важного для себя решения гости из Махачкалы всё же добились. Вечером 28 октября Али Хазбулатов подписал распоряжение о назначении Яхьи Гаджиева исполняющим обязанности заместителя главы администрации района. Он занял кресло Султана Султанова. А по другой версии, Гаджиева сначала приказом Минсельхоза РД назначили начальником Управления сельского хозяйства района, а уже потом вышел приказ о переназначении. В комментариях «ЧК» Хазбулатов старался скрыть напряжение и сказал: что бы ни произошло в будущем, будет для общей пользы и во благо народа Дербентского района.

 

Продавят, не продавят…    

 

Перед выходом номера в печать нам стало известно, что Али Хазбулатов вызван сегодня (в пятницу, 31 октября) на разговор в Махачкалу. Вполне возможно, что ему предложат, а может, и потребуют, уступить место врио главы Дербентского района Яхье Гаджиеву.

В идеале подобное развитие ситуации в Дербентском районе сегодня не должно устраивать ни одну из адекватных сторон конфликта – ни власть, ни простой электорат, ни заинтересованных внешних акторов. Вероятность того, что Хазбулатов уйдёт в отставку, весьма высокая. У него просто не хватит сил и ресурсов. Да и использование неправомерных, но чрезвычайно эффективных мер воздействия (в виде давления и угроз) ещё никто не отменял. То, что Рамазан Алиев столь настоятельно лоббировал Яхью Гаджиева на руководящую должность, на наш взгляд, далеко не случайно. И, скорее всего, его кандидатура была слеплена в коридорах Белого дома. Во-первых, Гаджиев долгое время возглавляет одно из успешных виноградарческих хозяйств района, да и республики в целом. Если такой человек сядет в кресло главы, это не вызовет обширной негативной реакции у населения. Он даже считается одним из ближайших к Курбану Курбанову людей. Во-вторых, за время, пока Гаджиев находится у власти, можно более тщательно проработать и подготовить другого, более оптимального и угодного руководству республики кандидата на этот пост. А в том, что такой человек рано или поздно появится, мало сомнений, поскольку Гаджиев не скрывает, что никогда не имел амбиций возглавить Дербентский район. С другой стороны, не исключено, что перемещение руководителя самого крупного виноградарческого хозяйства Дербентского района в администрацию может быть отвлекающим манёвром, после которого он потеряет контроль над когда-то родным МУПом. Кстати, в ходе планируемой в будущем приватизации «Татлярский» может перейти в другие руки. Самым главным партнёром МУПа был Дербентский завод игристых вин (ДЗИВ) Магомеда Садулаева.  

Возможно, что в ближайшей перспективе республиканский центр реанимирует своё желание направить в район экс-министра юстиции Дагестана Азади Рагимова. Только как это воспримет уже доведённый до предельного напряжения электорат, покажет время…

А тем временем 30 депутатов Дербентского районного собрания (из 38 общего количества) обратились с заявлением в адрес руководителей всех силовых ведомств России, включая директора ФСБ  Александра Бортникова, а также полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергея Меликова.   «…Проводятся попытки принудительной доставки депутатов в администрацию. После неудачных попыток стараются произвести объезд по домам депутатов, заставить их подписать протокол об участии в непонятной сессии депутатов района и проголосовать по вопросу согласования кандидатуры заместителя главы администрации. В последующем хотят заставить и. о. главы администрации Дербентского района Али Хазбулатова уйти либо в отставку, либо в отпуск с последующим назначением на своё место  вновь «назначенного заместителя главы администрации». Работа администрации парализована. Просим принять безотлагательные меры прокурорского реагирования по восстановлению законности…» – говорится в письме.

На фоне дербентских событий как-то померкли другие муниципальные процессы. На неделе судебным решением глава администрации Кизляра Валерий Аржанухин отстранён от должности. В отношении него возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 285 («Злоупотребление служебными полномочиями»). По версии следствия, чиновник необоснованно получил и использовал денежные средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме свыше 33 660 млн рублей. В 2011 году, знают правоохранительные органы, он представил в министерство строительства и ЖКХ республики фиктивные постановления и договоры о передаче в аренду имущественных комплексов по водоснабжению, теплоснабжению и полигона твёрдых бытовых отходов.

А в Каякентском районе назначен третий за последние 1,5 года исполняющий обязанности руководителя. Им стал Магомедэмин Гаджиев, занимавший до этого пост главы Советского района Махачкалы. В понедельник состоялось внеочередное заседание сессии районного собрания, на котором и. о. руководителя района Джалил Алациев сложил с себя полномочия, и полномочный представитель главы РД в центральном территориальном округе Шамиль Зайналов представил Гаджиева публике. Подробный (детальный) материал о политической ситуации и перспективах Каякентского района читайте в ближайших номерах «ЧК». 

Номер газеты