[ Ненужная статистика ]

29 сентября состоялся первый осенний семинар в рамках проекта «Дагестанский гражданский университет». Главными гостями этой встречи стали руководитель Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН Валерий Маркин и журналист, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Максим Шевченко.

Они привезли с собой информацию о самочувствии населения Дагестана, находящегося последние несколько лет в обстановке постоянного напряжения.

Как выяснилось, самооценка (уровень жизни) дагестанцев практически мало чем отличается от среднестатистического россиянина, даже несмотря на «негативизацию» Дагестана в СМИ. Наоборот, по соцопросам в 2011 году, она завышена. Если уровнем своей жизни довольны чуть более половины опрошенных респондентов нашей страны, то в Республике Дагестан эта цифра достигает 60,5%. С чем это связано, Валерий Маркин затруднился ответить, но заверил, что данные независимые (погрешность не более 3%), так как от них ничего не зависит. Но всё же социолог склонен не доверять результатам опроса в Чеченской республике, которые на самом деле могут не соответствовать реальной жизни. По его словам, в Чечне люди ощущают, что стали лучше жить, благодаря авторитарно-пропагандистской политике местной власти.

Для сравнения: опрос проводился в семи регионах СКФО по девяти критериям. Почти все показатели в 2011 году в Чечне выше, чем в остальных республиках. Медицинским обслуживанием была довольна лишь четверть дагестанцев (25,6%), по России – это треть опрошенных, а в Чеченской Республике – 43,2%. О хорошем качестве общего образования осмелилось сказать 2/3 опрошенных россиян. Такое же мнение у чеченских респондентов. В Дагестане эта цифра близка к 50%. Кстати, самая низкая среди других северокавказских республик. Кроме того, снижение показателей идёт по всей России. И причина тому – новая реформа образования.

Несмотря на то что Дагестан стал ассоциироваться не только с боевиками, но и высокими спортивными достижениями, местные жители считают, что условий для занятий физической культурой и спортом недостаточно. Довольными остались 32% дагестанских респондентов. В целом по стране вырисовывается схожая картина.

Больше всего удивило, насколько налажено в Чечне жилищно-коммунальное хозяйство. По стране – это провальная отрасль, услугами которой удовлетворены лишь 24,2%. В Чечне же – 48,4%. В Дагестане – 18,6%, в Северной Осетии – 11,1%.

Уровень криминогенности в Чеченской Республике самый низкий – 46,2%, в Дагестане – 72,5%. Хотя самый высокий показатель в Кабардино-Балкарии – 73,4%. Поэтому вполне ожидаемы результаты опроса по обеспечению безопасности граждан: Чечня – 57,8%, Дагестан – 15,6%.

В вопросах доверия к властям и их информационной открытости всё та же Чечня впереди планеты всей – 57,8% и 50,1%. В Дагестане эти показатели достаточно низкие – 15,6% и 20,3%.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Один-единственный: федеральная и региональная власть не совсем понимает, что происходит в стране, округе, городе, деревне… Как правильно заметил Маркин, чиновники работают в «пожарном» режиме, у них нет чётко выверенной региональной политики и стратегии.

Кроме того, по словам уже Максима Шевченко, нет и национальной политики. Есть лишь Конституция РФ, которую превратили в фетиш, а она должна отражать реальное положение дел в стране. Потому и принимаются такие противоречивые законы, как о защите чувств верующих.

«Этот закон – палка о двух концах. Они (законотворцы) не совсем понимают, что делают. Но этот закон должен быть. Так интересней будет жить», − заключил Шевченко.

Номер газеты