На этой неделе официально стартовала избирательная кампания по выборам депутатов Народного Собрания Дагестана пятого созыва. После бурных дебатов, предвыборной борьбы и ажиотажа 13 марта определятся 90 счастливчиков, наделённых полномочиями законодателей. Если от качества будущего парламента лишь отчасти изменится жизнь большинства дагестанцев, то для президента республики Магомедсалама Магомедова новый парламент будет играть буквально судьбоносную роль, поскольку этому парламенту через четыре года предстоит решить вопрос и будущего, третьего президента Дагестана.
Напомним, в связи с изменениями в Законе о выборах изменится и метод распределения голосов избирателей. По новому методу – Империали – каждая партия, набравшая пять и более процентов голосов, получает по одному гарантированному мандату. Представительства партий, которые набрали более пяти, но менее семи процентов голосов, ограничиваются этим одним мандатом. А оставшиеся нераспределёнными мандаты (то есть те, что должны были приходиться на голоса, которые набрали партии, не преодолевшие пятипроцентный барьер) распределяются между партиями-победителями в процентном соотношении набранным ими голосам.
«Единая Россия» сейчас переживает едва ли не самый благоприятный для себя период в политическом пространстве Дагестана. Таким образом, своё представительство в парламенте партия власти может довести до 72 депутатов (10 человек общереспубликанского списка плюс 62 региональные группы). Внушительным, по сравнению с другими партиями, выглядит и общереспубликанский список «Единой России». Не считая трёх первых руководителей республики, в него вошли также Сулейман Керимов и Ильяс Умаханов, постпред президента РД в Москве Гаджи Махачев и Хизри Шихсаидов – своего рода магниты, которые, скорее всего, позволят единороссам без лишней суеты обеспечить абсолютное большинство в НС РД.
Сегодня большинство реально претендующих на представительство в Народном Собрании партий так или иначе остаются прокремлёвскими, что уже означает фронтальную победу единороссов.
Перед Магомедсаламом Магомедовым уже не стоит задача обеспечения 100-процентной победы «ЕдРо». Основной задачей главы республики остаётся получить как можно больше лояльных себе парламентариев, не создавая, однако, каких-либо обременений. При этом Магомедов, скорее всего, будет учитывать и просчёты своего предшественника. Не секрет, что Муху Алиев, формируя в 2007 году «свой», как ему казалось, состав Народного Собрания, продавливал столбовые интересы лишь одной «Единой России», не позволяя другим партиям перепрыгивать «заданную» планку. Тем не менее одной лишь формальной лояльности президенту для депутатов будет недостаточно. Портрет будущего преданного Магомедову депутата должен будет максимально отражать мышление и приоритеты самого президента.
Вслед за первой
Что касается партий, претендующих на вторые и третьи места в НС РД, то следует отметить, во время нынешней избирательной кампании тщательно подбирались не только первые номера в региональных списках, но и вторые, которые при уходе первых на повышение занимают их место. Но не обошлось и без интриг. Контролировавший до недавнего времени дагестанское региональное отделение партии «Справедливая Россия», Абдулгамид Эмиргамзаев неожиданно для многих растерял своё влияние. Злую шутку с Эмиргамзаевым, видимо, сыграла ситуация вокруг снятия с должности руководителя дагестанских спросовцев Магомедрасула Омарова и прочие интриги.
Однако есть и другая причина такого усердного подбора региональных руководителей. Естественно, лидеры региональных партий не могут не видеть себя рангом повыше – в статусе депутата ГД. Поэтому они будут очень стараться в борьбе за электорат в Дагестане, так как центральное руководство той или иной партии будет пристально наблюдать за тем, насколько лидеры региональных партий способны реально собирать голоса избирателей. И именно на такие регионы станет делаться особая ставка. Разумеется, для партийных функционеров в Москве это не конечная цель. Сканирование своих электоральных ресурсов в регионах послужит им действенным инструментом во время выборов в Государственную думу.
А зарезервированный депутатский мандат НС РД, к тому же обеспеченный добротным числом голосов, – это реальная возможность торга для регионального лидера с главой республики во время выборов в нижний парламент страны. В любом случае, если и не удастся им пройти в Думу, без преференций от руководства партий и республики они не останутся.
В этом избирательном марафоне остались верны своим привычкам лишь коммунисты, которые сохранили в общереспубликанской части списков трёх своих представителей. Остальные же партии предпочли увеличить представительство в общих списках. В частности, справедливороссы и либерал-демократы довели эту часть списков до 8 и 9 представителей соответственно.
Относительно борьбы между политическими партиями за голоса избирателей и процентного соотношения можно предположить следующее. Коммунисты, как показывает практика прошлых лет, постоянно получали не менее 7, 5 % голосов, но год от года у КПРФ всё меньше и меньше голосов. Однако и на предстоящих выборах компартии, скорее всего, хватит потенциала, чтобы перешагнуть 7-процентный барьер. Больших задач последователи Владимира Ленина вряд ли и ставят перед собой. Впрочем, у КПРФ свой отдельный электорат, который, как правило, не идёт на компромиссы и ухищрения.
Плоды немилости
Что касается остальных партий, обеспечение необходимого количества голосов избирателей и процентов ляжет на плечи глав муниципалитетов республики. Вот тут и пройдёт тот отрезок круговой черты, который выявит лояльность самих муниципалов Магомедсаламу Магомедову. Скажем даже, что они пройдут проверку на некую благонадёжность. Думается, что в основном главы районов постараются доказать верность президенту, что опять-таки означает приход в парламент магомедовских депутатов.
Но, даже если кто-либо из глав не оправдает надежды власти или чего хуже – подведёт, то и тогда не следует ожидать резких ответных действий со стороны президента. И тут сработает синдром Муху Алиева, который в своё время, когда попытался наказать главослушников, только нажил себе жёсткую оппозицию. Магомедов-президент не станет прибегать к резким и жёстким мерам. Однако вполне законными методами наказать непослушных глав, несомненно, не преминет. Но сделает он это даже не своими руками, а всё через тот же депутатский корпус, вернее через изменения законодательства в части, касающейся требований к главам. Например, внесут изменения в Закон РД о бюджете на 2011 год, где отдельным МО увеличат план по доходам, или изменения в Закон о земле (о последствиях земельных конфликтов в муниципалитетах читайте 1, 6 стр. – Прим. ред.).
В следующем номере мы продолжим разговор о выборах в НС РД.
- 1 просмотр