Митинг негде провести!..

Перед тем как уйти на новогодние каникулы, депутаты НС РД приняли закон «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории РД». Закон интересен тем, что фактически запрещает проводить митинги и прочие акции протеста в крупных городах и населённых пунктах. Митинговая активность, по мнению депутатов Народного собрания, должна быть подальше от власти и проявляться где-нибудь на окраинах…

Статья вторая указанного закона гласит, что «к местам, в которых согласно ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от 19 июня 2004 г. проведение публичных акций запрещается, дополнительно(?) относятся: вокзалы, аэропорт, торгово-развлекательные центры, рынки; детские, образовательные, медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные и религиозные организации (учреждения) во время проведения в них учебных, культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным объектам и автомобильным дорогам».

По этому закону митинг де-юре вы провести можете. Де-факто – вам его провести будет… негде! Надо умудриться найти такое место, которое бы в полной мере соответствовало указанным в законе условиям. Практически каждый микрорайон любого города имеет в своей инфраструктуре и детскую площадку, и школу, и медицинское или религиозное учреждение (мечеть, к примеру). В этих местах можно «митинговать» лишь в одиночку, путём одиночного пикетирования.

Посыл этого закона ясен: республиканская власть сильно раздражается, когда на центральной площади Махачкалы проходят (или пытаются провести) митинги. Президент Дагестана всегда прямо и жёстко говорит, что площадь – это не место для митингов. Минюст Дагестана, зная это, выдаёт всем желающим выйти на столичную площадь шаблонное предписание, требующее согласовать место проведения митинга, так как на площади… «нет возможности обеспечить безопасность его участникам».

Безопасными местами, на взгляд властей, до последнего времени являлись территории перед Аварским и Кумыкским театрами, а в последнее время – площадки перед развлекательным центром «Пирамида» и Республиканским газетно-журнальным комплексом. Последние две площадки находятся в Редукторном посёлке, на значительном удалении от окон республиканских и махачкалинских властей.

Конечно, статья 8-я ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предоставляет широкие полномочия субъектам России в плане определения места и условий проведения митингов. Органы исполнительной власти (в нашем случае – Правительство РД. – «ЧК»), с учётом указанного в этой статье предельного перечня мест, где проведение публичных мероприятий запрещено1, должны были определить специально отведённые места, где можно было бы проводить митинги и прочие акции протеста. А Народное собрание РД – принять закон, который всего лишь определял бы порядок их использования, а также нормы предельной заполняемости этих мест и предельную численность лиц – участников публичных мероприятий, уведомление о проведении которых не требуется (предельная численность – не менее ста человек). Произошло же всё наоборот. Ответственные за подготовку данного закона депутаты из комитета НС РД по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений вышли за пределы своей компетенции и нарушили положения федерального законодательства, внеся в НС РД законопроект, существенно расширив перечень мест, где проведение публичных мероприятий запрещено…

Кроме того, разработчики дагестанского закона заложили в него ещё одну ловушку. Она содержится в п. 3 ст. 4 Закона «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории РД». Этот пункт гласит, что «норма предельной заполняемости специально отведённых мест – 0,8 человека на 1 квадратный метр». Другими словами, закон требует, чтобы в случае проведения митинга один человек мог занимать пространство, равное 1,2 кв. м. (Откуда взялась эта норма, непонятно. В ФЗ №54-ФЗ её нет.) А много это или мало? Этот норматив позволяет разредить толпу, уменьшив её плотность и, естественно, количество участников. К примеру, длина площади Махачкалы приблизительно равна 180 метрам, а ширина – 85 метрам. Простой подсчёт показывает, что площадь площади, простите за тавтологию, равна 15 300 кв. м. То есть на ней может поместиться 19 125 человек! Конечно же, это будет возможным, если вся центральная площадь будет занята людьми, как было, к примеру, в 1998 году, во время захвата Белого дома братьями Хачилаевыми. Фактически же центральная площадь способна принять митинг в 15 тысяч человек.

Площадка перед Кумыкским театром имеет более скромные размеры (54 м х 17,5 м) – 945 кв. м и, согласно указанным нормативам, не должна вмещать более чем 1 181 человека. Хотя митинги кумыкской общественности, проводимые там, показывали, что она способна вместить и три, и пять тысяч человек. Возможности площадки у Аварского театра ещё скромнее: 41 м в длину и 17,5 м в ширину, что позволяет вместить на законных основаниях (717,5 кв. м / 0,8 человека) только 896 человек…

Несоблюдение «нормы заполняемости» (на практике это проверяется либо подсчётом по головам митингующих, либо на глазок) может повлечь за собой требование от уполномоченного представителя полиции не допускать на митинг граждан, что способно привести к провокациям и срыву массового мероприятия.

 

P. S. Сам митинг (как и любое другое массовое выражение протеста), кроме своего юридического оформления, имеет несколько важных функций. Наиболее важные из них – две. Первая – защитная. Митинг – это предусмотренная ЗАКОНОМ форма самозащиты своих гражданских прав, выражение потребностей общества. Вторая функция – «релаксирующая», позволяющая через митинг выпустить пар, снизить накал общественных страстей, высказаться о своих проблемах с надеждой на их решение. Порой одна возможность общества выкричаться позволяет власти избежать многих социальных проблем. Даже без решения этой проблемы!..

Митинг – это самый крайний (последний) находящийся в рамках закона способ привлечь внимание власти к какой-либо конкретной проблеме, требующей порой ручного регулирования. И если митингов происходит слишком много, значит существующие и предусмотренные ЗАКОНОМ другие механизмы разрешения конфликтов не работают, не удовлетворяют интересы общества. И если власть, вместо того чтобы прислушиваться к этим сигналам, принимать непростые решения, выдумывает законы, которые эти сигналы глушат, то тем самым она (власть) сама же создаёт в обществе атмосферу недоверия к себе. В нормальных государствах, где власть зависит от общественного мнения и процедуры всенародных выборов, принятие подобного закона, фактически запрещающего митинги и акции протеста, означало бы одно – политическое самоубийство.

 

1Согласно ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от 19 июня 2004 г., проведение публичных мероприятий запрещено в следующих местах: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. 

Номер газеты