[ Манифест ]

Мне давно уже не страшно. Я привык жить в этой обстановке. Мы все привыкли и приезжим с ноткой гордости и пофигизма говорим: да ну, подумаешь стреляют, это ещё что…

Дух недоброжелательства, а возможно, даже и жестокости, в окружающем становится всё явственней. Люди становятся все жёстче. Я сам таким становлюсь. Или это связано с взрослением? Может, всегда так и было?

Хорошо жить в неведении. Быть слишком маленьким, чтобы что-то понимать и делать выводы. Так проще. Главное, чтобы родители раньше времени не старались тебя «повзрослеть» и сделать свой персональный апгрейд, прочитать политический, а ещё чаще – религиозный манифест. Не старались вручить тебе его, непонимающему и ведомому, и сказать: на, пользуйся. Манифест, к примеру, в 100 страниц, а молодёжь ведь не любит читать. А значит, усваивает только поверхностно. Сейчас таких молодых людей, с чужим манифестом, всё больше.

Самое страшное и ломающее сознание – это новое понимание родителями слов «хорошо» и «плохо». Хорошо – это бить первым, брать, а не отдавать, покупать знания, должности, социальное положение. Плохо – это быть ботаником, умничать, ломать стереотипы. Понятие «патриотизм» путают и безбожно ломают. Ругать родину – непатриотично, замалчивать и формировать позитивный имидж республики – наоборот. То, что проблема в таком случае консервируется, мало кого волнует. У каждого душа болит по-своему. Оно и понятно. Даже статья в газете каждым понимается по-разному: кто-то не любит, когда его поучают, другой – не приемлет чужого мнения и не хочет менять своё сформировавшееся мнение (так удобнее), третий – ждёт только лишь критику и от этого кайфует (позитив для него априори проплаченный), четвёртый – хочет подтвердить своё мнение или услышать золотой набор, как я его называю, тезисов, которые делают статью популярной. Далеко не секрет: чтобы получить наибольшее одобрение читателя, нужно похвалить дагестанскую гордость, честность и об уникальности напомнить, сказать об исламе, обвинить во всём внешних врагов, деструктивные силы, Израиль, масонов и других разных людей, сказать, что раньше было лучше и нынешнее поколение никуда не годится. И «вуаля!» – все довольны, всем спасибо. Но хочется немного другого. Все эти (или почти все) тезисы спорны или по крайней мере могут оспариваться. Мы не научимся понимать друг друга, если не научимся слушать. Терпение, терпимость, умение слушать… В этом наше спасение и надежда. Как бы это пафосно ни звучало.

Номер газеты