[ левая колонка ]

[Черви крайнего индивидуализма] Роль личности в истории — тема обширная. В памяти встают образы всяких «юлиев цезарей», «македонских», «наполеонов», «гитлеров» и «сталинов». Так и подмывает поразмышлять о том, что первично и кто кого определяет — общество ли порождает сильные натуры, или наоборот, личности оказываются настолько сильными, что влияют на свое общество и определяют целые эпохи.

Но при обсуждении этих вопросов и так сломано немало копий. Поэтому хотелось бы поговорить о другом — об ответственности и обязательствах личности перед обществом.

Начиная с века, эдак с XV, сильные личности только тем и занимались, что крушили и уничтожали те моральные и нравственные запреты и ограничители, которые им якобы мешали свободно развиваться и реализовываться в обществе. На каком-то этапе именно эта война обеспечила человечеству мощный толчок к высвобождению личности из тисков различных идеологий, сдерживавших и гасивших творческую и предпринимательскую активность. Личности всходили на костры, переплывали океаны, в приказном порядке превращали сухопутные державы в морские империи. Личности силой собственного духа и характера меняли окружающую действительность.

Однако в последние пару столетий личностям вдруг захотелось свободы неограниченной и всеобщей… В наше время такая свобода трактуется, как свобода от всех обязательств перед обществом. «Я никому ничего не должен!» — вот лозунг всех социальных эгоистов и социальных предателей последнего времени. Получив от общества и своего народа все — первых друзей и первую любовь, родственников и близких, выкованную обстоятельствами силу характера и бесплатное образование — подобные люди вдруг всем и вся заявляют, что никому ничего не должны, что для них, в первую очередь, важны собственные, личностные интересы. В постперестроечном Дагестане это обернулось невероятным обогащением узкой прослойки лиц приближенных к государственной кормушке и обнищанием основной массы населения. Наши доморощенные олигархи во власти забыли обо всем — о своем народе, о голодных селах, о моральном вырождении нации. Такой ход в простонародье называется «кидалово».

Ярким примером личности, поставившей собственные амбиции выше общественных интересов, является Хаджи-Мурад, наиб Шамиля, не пожелавший умерить свою непомерную гордыню и спесь ради общего дела. Интересы отдельной личности, какой бы сильной и несгибаемой она ни была, должны соотноситься и приводиться в соответствие с интересами общественными. Личность должна умерять свои непомерные амбиции перед принципом общественной значимости и полезности. Идеалы коллективности должны быть поставлены выше, чем либеральные идеалы «абсолютной индивидуальной свободы», недосягаемой и утопичной. Иначе наше общество, как червями, будет изъедено крайними индивидуалистами, превратится в социальную труху и рухнет перед натиском более сплоченных и консолидированных народов и культур. ]§[

Номер газеты