[ левая колонка ]

[Дроби вертикаль власти!] Терпения у нас с вами много. Мы бесконечно долго готовы позволять чиновникам ездить на своей шее, лишь бы они нам воровать разрешали да мятущейся душе простор оставляли для разгула. А что они там наверху делят, какие циркуляры принимают, в какой плоскости власть укрепляют — для нас это тоска смертная.

Кроме того, у нас в стране модно строиться в колонны и до хрипоты драть глотку, выкрикивая лозунги, придуманные той же властью. «Крепи вертикаль власти!» — вот самая модная кричалка последних трех лет. И кажется нам, наивным, в орущей толпе потерявшим способность думать, что лозунг этот обещает нам свободу, порядок и жизнь достойную. Ан нет! Орущая толпа — самый удобный объект для манипулирования. Ее достаточно собрать, бросить ей, как кость своре собак, самый примитивный лозунг, и она пойдет за очередным вождем куда угодно — хоть на собственное закланье. Это мы уже проходили. Но, видно, не поумнели.

А осознание того, какие эксперименты над тобой проводит власть на этот раз, требует тишины и вдумчивого размышления. Чем больше мы крепим власть по вертикали, чем больше уплотняем и наращиваем, тем больше ее удельный вес и давление на каждого из нас. Вертикальное укрепление власти — это добровольное приведение себя в покорность все новым и новым уровням власти, которые рано или поздно раздавят каждого из нас, как бетонные блоки, один за другим укладываемые на наши спины.

Свободные граждане вместо того, чтобы выстраивать власть по вертикали и передавать всю ее полноту узкой группе чиновников, «особо приближенных к императору», должны эту власть раздробить и равномерно распределить в горизонтальной плоскости. Варианты и модели подобного равномерного распределения власти по горизонтали, когда вся ее полнота концентрируется не наверху, а накапливается на среднем уровне, предлагали множество политических движений и партий, как оставшихся в прошлом, так и современных.

В качестве же примеров нам понятнее и ближе всего наши вольные общества и джамааты, являвшиеся своего рода микрогосударствами, которые уже на договорных началах заключали союзы с соседями, добровольно поручали властные полномочия выборным правителям, сохраняя, однако, всю полноту власти за собой, и умели жестко спрашивать с нерадивых управленцев. Именно сохранение власти в руках джамаата позволяло горцам сохранять свою личную свободу, что и было признаком истинной демократии. Такую же схему власти предполагали выстроить и Советы, пока их не раздавил «имперский гений» Сталина.

Россия же, в состав которой были включены горцы, будь она имперская, командно-административная или президентско-чекистская, только и занималась приведением своих граждан в рабскую покорность вертикальной и абсолютной власти верховного правителя. А еще она заставила нас поверить, что укрепление этой вертикали и есть демократия. На что еще непорабощенные и думающие должны ответить: «Дроби вертикаль власти!»]§[

Номер газеты