[ Лекарство от головы ]

В скором времени у президента Дагестана появится возможность непосредственно воздействовать на глав муниципальных образований, работа которых не будет отвечать требованиям закона и интересам граждан. Произойдёт это благодаря поправкам к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые в Госдуму на прошлой неделе внёс Дмитрий Медведев.

Напомним, что согласно поправкам глава муниципального образования может быть «удалён в отставку» за массовое нарушение прав граждан или систематическое неисполнение обязанностей по вопросам местного значения. Мера по сути является продолжением противостояния между государственной и муниципальной властями, которое обострилось в России в последнее время. Ранее, например, президент РФ (тогда Владимир Путин) обязал муниципалитеты отчитываться перед властями субъекта по ряду показателей. Уже в этом году муниципалитеты должны будут до 1 мая впервые предоставить в правительство РД доклады «о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности их деятельности».
Каждая новая мера, принимаемая федеральной властью относительно муниципалитетов, говорит, с одной стороны, о частичном признании недееспособности местной власти, с другой – о перекладывании проблем муниципалитетов на власть субъекта. Федеральный центр, в свою очередь, перетягивает на себя часть региональных полномочий. Происходит некое атрофирование нижней части вертикали власти, верхняя же её часть, наоборот, набухает за счёт того, что берёт на себя решение нижестоящих вопросов.
Изменения законодательства, предусматривающие отставку глав муниципальных образований, в принципе, справедливы для современных российских реалий: большинство муниципальных образований получает дотации из бюджета субъекта. Поэтому кто платит, тот и заказывает музыку. К тому же часть муниципальных глав не всегда бывает лояльна к региональному руководству и пытается проводить собственную политику на подконтрольной территории. В Дагестане есть несколько таких самостоятельных глав, которые могут ещё и спекулировать электоратом, проживающим в пределах муниципального образования.
С другой стороны механизм удаления муниципальных руководителей противоречит самой сути местного самоуправления, которое не должно быть зависимым от государственной власти. И в данном случае поправки Медведева можно включить в один ряд с лишением граждан права напрямую выбирать главу субъекта.

 

А нам-то что?

Как изменения в законодательстве могут повлиять на ситуацию в республике? Во-первых, у президента появился легальный рычаг давления на глав МО. Теперь он может снимать их в обход местного собрания депутатов, которое, как известно, бывает лояльно к главе муниципалитета, а также в обход правоохранительных органов, которые в большинстве случаев не спешат проверять законность деятельности глав городов и районов.
Направлениями, в которых Муху Алиев потенциально мог бы опробовать новые поправки к закону, условно можно назвать Север, Юг, Центр. Плюс несколько горных районов, главы которых не оправдали надежд президента либо дискредитировали себя своим поведением. Однако что-то подсказывает, что этой мерой президент станет пользоваться в исключительных случаях, да и то в тех, где можно было бы обойтись и без этого закона. Правда, несколько поступательных, угрожающих шагов в этом направлении всё-таки сделать, видимо, придётся, хотя бы для того, чтобы главы не чувствовали себя сверхавтономными. Да и не оставлять же медведевские инициативы без реализации. В реальности же меры, скорей всего, будут применены относительно глав мелких муниципальных образований (поселений), по аналогии с реализацией антикоррупционых инициатив президента РФ, когда в республике за взятки задерживаются сержанты милиции, преподаватели вузов, врачи.
В свою очередь, у городских и районных собраний появляется дополнительный соблазн воспользоваться президентским решением Дмитрия Медведева. Согласно тем же поправкам главу могут удалить с должности две трети депутатов местного законодательного органа, а это может стать дополнительным инструментом в борьбе районных групп влияния за место главы МО.
Боязнь таких механизмов и вариантов свержения с муниципального престола может привести к тому, что потенциальные главы районов, чтобы обезопасить себя от удаления, будут проводить в местные собрания собственные креатуры, выдвигать на посты глав МО «картонных» руководителей, а сами смогут заправлять делами района или города с постов глав администраций на контрактной основе. Ведь в отношении главы администрации новые поправки, по-видимому, распространяться не будут. Де-факто наёмный глава администрации осуществляет свою деятельность на основе контракта с муниципалитетом, поэтому и расторгнуть контракт с ним может только муниципалитет.

 

Подстраховались

В марте прошлого года был принят новый устав города Махачкалы. Пункт 1 статьи 30 этого документа предусматривает, что высшим должностным лицом городского округа является глава городского округа, который избирается из состава депутатов городского собрания. А пункт 2 той же статьи говорит о том, что глава городского округа (высшее должностное лицо) исполняет полномочия председателя городского собрания депутатов.
Надо сказать, что полномочия главы городского округа (высшего должностного лица) чисто представительские. Реальные же полномочия закреплены за другой фигурой – главой администрации, назначаемой на должность по контракту, который заключается по результатам конкурса. Отрешить главу администрации от должности можно только путём расторжения контракта. Положения устава, регулирующие полномочия главы городского округа, вступят в силу после окончания срока полномочий действующего главы городского округа. Таким образом, городские власти задолго до медведевского указа подстраховались от кары главы субъекта. Можно предположить, что по истечении срока полномочий Саида Амирова он не будет избираться в городское собрание, а просто заключит с ним контракт, пройдя по конкурсу на замещение должности главы администрации.
Кстати, мэр Махачкалы одним из первых в России поддержал поправки Дмитрия Медведева.
Номер газеты