[ Кремлинология ]

Сегодня уже не стоит вопрос, уйдёт ОН или останется. Теперь умы россиян занимает совсем другая проблема: какие у НЕГО будут полномочия и как ОН будет взаимодействовать с новым президентом России. Мы же, не вдаваясь в законодательные дебри, разграничивающие полномочия президента РФ и председателя (премьер-министра) правительства РФ, постараемся ответить на тревожащие всех вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

Так уж сложилось, что власть не может быть всегда сосредоточена исключительно в одних руках, и поэтому правителю приходится учитывать мнение и интересы других людей. Они не часто появляются на политической авансцене и никогда не выходят на передний план, но от этого не перестают быть менее значимыми.
Итак…

Почему?

Почему Владимир Путин принял предложение Дмитрия Медведева возглавить правительство РФ? Была ли у Путина возможность выбора? Постараемся ответить.
Практически всегда во властных структурах страны руководящие должности занимают представители тех или иных политических группировок. Так есть и было всегда. На сегодняшний день в Кремле действуют две реальные политические силы: силовики и так называемые либералы, – каждая из которых лоббирует свои собственные интересы. Интересы силовиков представляют Путин, Сергей Иванов, Виктор Зубков (нынешний председатель правительства РФ), Николай Патрушев (директор ФСБ) и менее известные общественности Виктор Иванов (помощник президента, курирующий кадровую политику Кремля, возглавляет оборонное предприятие «Алмаз-Антей» и «Аэрофлот»), Сергей Чемезов (осуществил слияние всех оружейно-экспортных структур в единый «Рособоронэкспорт». Ныне возглавляет госкорпорацию «Ростехнологии», возникшую на базе «Рособоронэкспорта») и Игорь Сечин (замглавы администрации президента, возглавляет «Роснефть»). Именно последние трое считаются движущей силой и идейными вдохновителями клана силовиков.
В группу либералов входят Дмитрий Медведев, Виктор Черкесов (глава федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков), Алишер Усманов (владелец ИД «Коммерсантъ» и интернет-издания Gazeta.ru), Алексей Кудрин (министр финансов), Герман Греф (председатель правления и президент Сбербанка РФ), Владислав Сурков (замглавы администрации президента РФ), Дмитрий Козак (министр регионального развития). Данную группу поддерживают российские олигархи, в частности Роман Абрамович.
Практически все эти люди, оказавшиеся у власти благодаря Путину (многие из них работали или учились с ВВП в Санкт-Петербурге ещё до его президентства), оказывают влияние на смену настроений в Кремле. С противостоянием этих двух группировок и связывают те или иные политические решения.
Вполне естественно, что накануне выборов президента в 2008 году борьба между кланами за власть обострилась до предела. Об этом говорит множество фактов.
С политической сцены удаляется либерал Греф, предпринимается атака на либерала Кудрина – арест его непосредственного подчинённого Сергея Сторчака. Либералы в ответ публикуют в «Коммерсанте» интервью с предпринимателем Олегом Шварцманом, в котором он рассказывает о государственном рейдерстве Сечина. Затем из кавказской ссылки на помощь Медведеву возвращается сильный юрист, политик и либерал Козак, который, кстати, был удалён (назначен полпредом президента в ЮФО) из столицы по инициативе силовиков. Это только небольшая часть событий, знаменующих внутрикремлёвскую борьбу за власть, деньги, должность.    
Путин понимал, что он должен будет сделать выбор в пользу какой-либо из сторон. Для этого им фактически и были назначены на пост 1-го и 2-го заместителей председателя правительства силовик Иванов и либерал Медведев. Из двух зол Путин выбрал меньшее.                    
Он понимал, что без его поддержки в качестве премьера Медведев при постоянном давлении силовиков долго не протянул бы. Другое дело, если какой-то период (например, четыре года) Путин побудет для Медведева наставником и щитом одновременно. Да и Медведев знал, что Путин ему необходим хотя бы для того, чтобы избежать чрезмерно болезненной реакции силовиков.

Зачем?

Зачем ему (Путину) это премьерство нужно? Тут несколько вариантов ответа. Во-первых, премьерство позволит сохранить власть. Во-вторых, с большей долей вероятности вернуться в президентское кресло, что ещё более возможно при Медведеве, чем при харизматичном и сильном Иванове, который может не согласиться с таким развитием событий. В-третьих, не оказаться в политическом вакууме, когда его запросто могут «раздавить» бывшие коллеги по цеху – силовики. Ведь обиженных и желающих отомстить за годы правления Путина накопилось немало. В-четвёртых, своим премьерством ВВП сохраняет политическую стабильность и баланс сил между либералами и силовиками.

Как?


Как будут распределены полномочия между президентом и председателем правительства РФ? А если точнее, то между Медведевым и Путиным?
Как известно, РФ является президентской республикой, а значит, президент занимает ключевое положение и имеет широкие полномочия в осуществлении власти в стране. В частности, президент единолично принимает решение об отставке правительства, назначает и освобождает от должности председателя правительства (Путина) и заместителей председателя правительства, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, что говорит о его руководящем положении в исполнительной власти, распускает Государственную Думу РФ, формирует и возглавляет Совет безопасности, является верховным главнокомандующим и прочее. Таковы полномочия будущего президента Медведева.
А что же будущее правительство РФ и его председатель – Путин? По закону в его полномочия входят: представление президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, осуществление управления федеральной собственностью, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает федеральный бюджет и другие полномочия. Но не стоит забывать другие козыри премьера Путина. Во-первых, в его непосредственном подчинении находятся такие министерства, как Минфин, Минобороны, экономического развития и другие ключевые министерства, где расставлены свои люди. Конечно, Медведев многих из них снимет (перед вновь избранным президентом правительство слагает свои полномочия и формируется заново) и, вероятно, поставит своих людей, но всё же на коренные перестановки он не пойдёт, дабы не настраивать против себя силовиков. Во-вторых, Путин всегда сможет опираться на партийное большинство «ЕР» в парламенте, сформировавшееся при его непосредственном участии. Тем самым Путин имеет ещё один рычаг сдерживания президента Медведева. Да и большинство региональных руководителей являются членами ВПОПАЕДРО (Всероссийская ПОлитическая ПАртия «ЕДиная РОссия»).
Таким образом, мы получим (если, конечно, Путин станет премьер-министром, ведь не исключено, что это политический ход с целью помочь Медведеву выиграть на выборах, как это было с «ЕР») уже две реально сильные политические фигуры и реальное разделение власти между сильным премьером и сильным президентом, который слабым априори быть не может. Хотя бы в силу своих полномочий, закреплённых в Конституции РФ. 
Итак, можно констатировать тот факт, что страна находится на пороге изменений и, если хотите, у своеобразной развилки между двумя дорогами: демократической и авторитарной. И, судя по всему, Путин сделал свой выбор в пользу первой, укрепив её всей мощью своего политического капитала. А достаточно ли это для того, чтобы страну не занесло в авторитаризм, покажет время.

Номер газеты