[ Карусель ротаций ]

Формирование институтов управления Дагестаном постепенно подходит к концу. И если вопрос о том, какие персоны будут присутствовать в кабинете министров и администрации президента и правительства, заминок не вызывал, то вопрос о руководителях предприятий и ведомств, подчиняющихся Москве, проходит в бурных обсуждениях, переговорах, взаимных уступках и выработках консенсусов.

Информация о ситуации вокруг Махачкалинского торгового порта и его начальника поступает различная: по одним данным, уже принято решение о назначении начальником ММТП Магомедрасула Омарова (ныне – директор ОАО «Дагавтодор»), по другим – территория порта по всему периметру оцеплена службой охраны Абусупьяна Хархарова, которая никого, в том числе и людей Омарова, не подпускает к объекту. Появился даже слух о том, что Омаров, ознакомившись с состоянием порта, сам отказался от него.
Управляющий делами ФГУП «ММТП» Магомед Ибрагимов рассказал корреспонденту «ЧК» следующее: «Все службы порта работают в обычном, штатном режиме, никто не препятствует нашей работе. И вообще, обстановка вокруг порта нормальная. А что касается вооружённой охраны у въезда на территорию порта, это служба безопасности, непосредственно подчиняющаяся Минтрансу России». Ибрагимов также сообщил, что несколько дней назад сотрудники транспортной милиции Махачкалы воочию убедились в законности действий охраны порта. В пресс­службе Федерального агентства морского и речного транспорта «ЧК» подтвердили, что ММТП входит в число объектов, требующих охраны и обеспечения безопасности согласно законодательству РФ.
Думается, если будет подписано официальное решение о назначении нового начальника ММТП, вопрос решается в рамках закона и до силового противостояния дело не дойдёт.
А 11 апреля не состоялся митинг, ранее широко разрекламированный ДУМД и направленный против терроризма. Причиной отмены митинга, по утверждению представителей Духовного управления, послужило то, что территория, прилегающая к Центральной мечети Махачкалы, слишком маленькая и милиция не смогла бы гарантировать безопасность собравшимся людям. Напомним, что организаторы митинга намеревались в тот день собрать от 15 до 20 тыс. человек. По некоторым данным, Абусупьян Хархаров, заручившись поддержкой ДУМД, также готовился привлечь внимание общественности к ситуации с его увольнением с поста начальника порта.
По версии «ЧК», отмена митинга связана с иными причинами. Видимо, организаторы столь грандиозного митинга в последний момент осознали, что собрание огромного количества верующих мусульман, какими бы благостными ни были их лозунги, в Москве просто­напросто не поймут, а если и поймут, то совершенно по­своему. И ДУМД, очевидно, не стал делать то, что может вызвать негативную реакцию федерального центра. Если к этому добавить ещё и предполагаемые выступления митингующих в поддержку Абусупьяна Хархарова, то это могло быть воспринято Москвой как давление на официальные власти.
Однако против политического мейнстрима пошла другая группа лиц. На этой неделе с заявлением к общественности выступили представители Дагестанского регионального общественного фонда им. Героя России Адильгерея Магомедтагирова «Гуниб». В этом обращении за подписью исполнительного директора совета фонда «Гуниб» Алиасхаба Хархачаева выражается возмущение обстановкой, которая создалась вокруг Хархарова, а также решением федерального руководства по транспорту расторгнуть контракт с Хархаровым, хотя срок его полномочий истекает только через два года. Однако буквально сразу же, как только письмо поступило в редакцию, с нами связался управделами порта Магомед Ибрагимов. Он обратился с просьбой не публиковать письмо, чего мы, конечно же, сделать не могли.
Если ситуация с портом ещё может преподнести неожиданные сюрпризы, то обстановка вокруг Пенсионного фонда республики и его руководителя Амучи Амутинова прояснилась. В понедельник, 12 апреля, в здании ОПФ РФ по РД вице­премьер Правительства Дагестана Антонина Идрисова официально представила нового заместителя управляющего – исполняющего обязанности управляющего ГУ ОПФР по РД. Как и ожидалось, им стал глава Кизлярского района республики Сагид Муртазалиев. Руководитель группы по взаимодействию со СМИ ОПФ РФ по РД Тамерлан Магомедов сообщил корреспонденту «ЧК», что Муртазалиев уже приступил к своим обязанностям и лично познакомился с большинством отделов управления. А что касается самого Амутинова, Магомедов сказал, что он в данный момент находится на больничном и, скорее всего, в ближайшее время официально сложит свои полномочия.
Ну а тем временем 13 апреля Амучи Амутинова уже вызвали в Прокуратуру РД, где рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела на основании заявлений нескольких граждан, утверждающих, что Амутинов принуждал их пойти 3 апреля на митинг в свою поддержку. Правоохранительные органы, наверно, попытаются сделать выводы по данному делу, поскольку их деятельности пристальное внимание уделяют как власти федеральные, так и республиканские. Так как во многом именно с широким распространением коррупции и противоправных действий в этой сфере власти связывают низкое доверие дагестанцев к органам власти.
Так, по данным «ЧК», в настоящий момент в Правительстве Дагестана, в частности при непосредственной инициативе вице­премьера, отвечающего за взаимодействие с правоохранительными органами, Ризвана Курбанова, проводится мониторинг состояния дел в этой области, особенно в части жалоб на бездействие. По предварительным данным мониторинга, за истекший год в Дагестане было рассмотрено 5 тыс. уголовных дел. По 78 из них вынесены оправдательные приговоры. Для сравнения: в соседнем Краснодарском крае соответственно рассмотрено 25 тыс. уголовных дел, оправдательные приговоры вынесены по 22 из них. Такая сравнительная диспропорция, по мнению правительственных аналитиков, свидетельствует о том, что дагестанцев часто необоснованно привлекают к уголовной ответственности.
Сегодня никого не удивляют слова «подбросили оружие/наркотики». А это, с учётом того, как пристрастно проводят свою работу оперативники, выслеживая и задерживая людей, – реальные тюремные сроки. Причём немалые! Таким образом, ст.ст. 222 и 228 УК РФ (хранение, ношение, сбыт оружия и хранение, сбыт наркотических веществ) становятся настоящим бичом общества и способом для следователей либо просто «отжать» обвиняемого, либо утяжелить ему степень вины, а нередко и способом избежать ответственности за незаконные следственные действия, так как, по сложившейся практике, суды почти не выносят оправдательных приговоров по этим двум статьям, а значит, и не наказывают нерадивых следователей.
Другая правовая норма, которой уверенно манипулируют наши правоохранительные органы, – это ст. 306 УК РФ (ложный донос). В реалиях настоящего времени достаточно донести на своего соседа или односельчанина – как незамедлительно включится репрессивная машина с последующими гонениями, или, чего хуже, внесением в списки неблагонадёжных. Однако эта же самая 306 статья не применяется в отношении реальных нарушителей закона. Подтверждением тому служит история с изнасилованием несовершеннолетней девочки Олеси из Дербента, чьё заявление в милицию по факту преступления, в конечном итоге, сыграло с ней злую шутку. На Олесю возбудили уголовное дело по ст. 306 и, по всей видимости, дело идёт к суду.
Промежуточными итогами правительственного мониторинга выявлены факты необоснованного приостановления громких уголовных дел. Как стало известно «ЧК», в ведомстве руководителя Следственного управления СКП РФ по РД Касумбека Амирбекова уже пересматриваются основания приостановки ряда дел. В их числе убийство главы Новолакского района Арсена Хайдакова, судьи Верховного суда РД Курбана Пашаева, похищение и исчезновение Касина Гасанова, покушения на начальника Махачкалинского отделения СКЖД Гази Газиева, на начальника отдела снабжения Махачкалинского отделения СКЖД Омари Алилова, а также на адвоката Константина Мудунова
 
Налоги или пенсия?
 
Первоначально предполагалось, что Сагид Муртазалиев возглавит УФНС РФ по РД. Муртазалиев даже встречался с главой управления налоговой службы Николаем Чичвариным, обсуждал этот вопрос с руководством республики. Такая активность олимпийского чемпиона не приблизила его к креслу главного налоговика, а, наоборот, отдалила, отсрочив отставку Чичварина. На это повлияло сразу два момента. Первый – политический. В СМИ ещё на слуху события, развернувшиеся вокруг УФНС РФ по РД в то время, когда Владимир Радченко пытался возглавить это ведомство, но глава Хасавюрта Сайгид­паша Умаханов со своими сторонниками (с молчаливого согласия тогдашнего президента РД Муху Алиева) не позволили ему это сделать.
Центральные СМИ, всерьёз не вникая в политическую обстановку Дагестана, посчитали, что республиканские власти не желают видеть во главе ведомства русского и противятся политике Кремля. Тогда ситуация разрешилась назначением русского Чичварина на должность главы УФНС РФ по РД. Замена Чичварина на аварца Муртазалиева (кстати, обеспечивавшего безопасность русскому Радченко) снова вызвала бы у федерального центра негатив.
Вторая причина, которая не дала Муртазалиеву возглавить УФНС – заключается… скажем так, в области налогового администрирования. Махачкала планировала объединить свои районные налоговые отделения и создать одно – столичное. Вопрос укрупнения налоговых инспекций активно лоббировал через московские структуры и, в том числе, через Чичварина, глава Махачкалы Саид Амиров. Подобная реформа помогла бы более плотно контролировать налоговые поступления от столицы. Видимо, в администрации Махачкалы предположили, что приход Муртазалиева не даст провести это реформирование. Поэтому процедуру слияния, которая уже активно шла, одобрялась на разных уровнях в Москве, Махачкале пришлось срочно тормозить, до тех пор, пока вопрос с Чичвариным и Муртазалиевым не был решён.
 
Слияние активных
 
В Дербенте неожиданно сложил полномочия мэр Феликс Казиахмедов, победивший на отменённых выборах в октябре прошлого года. Исполняющим обязанности главы города стал Имам Яралиев. На первый взгляд, можно было бы сделать вывод, что все старания и протесты бывшего главы Сулейман­Стальского района по признанию нелегитимности власти Казиахмедова принесли положительные результаты, но и здесь не обошлось без интриги. Как известно, в конце марта 2010 года по инициативе председателя Дербентского городского собрания Мурада Гаджиева депутаты приняли решение внести изменения в устав города, отменяющий всенародные выборы градоначальника. По данным «ЧК», Имам Яралиев, а также три других проигравших в октябре 2009 года кандидата – Шахбан Гапизов, Эльхан Казимов и Салих Рамазанов – намерены оспорить решение депутатов на публичных слушаниях устава, которые пройдут сегодня, 16 апреля. Ещё до отставки Казиахмедова, в ближайшем окружении Магомедсалама Магомедова поговаривали о возможном уходе в Дербент Магомедфазила Азизова (министр образования и науки РД), которого, безусловно, можно отнести к команде нового президента республики, а имя Имама Яралиева ассоциировалось с московским олигархом Сулейманом Керимовым. На этой неделе получил развитие и спор вокруг одной из автостанций Дербента – «Северной». (смотри «ЧК» №13, «Вернись, я всё прощу»). Несмотря на то что водители маршрутных такси намереваются в судебном порядке оспорить решение городских властей о переносе автостанции в южную часть города, скорее всего, решение останется в силе. И это будет означать не что иное, как уступка Казиахмедову в качестве компенсации и материальных гарантий в связи с отставкой. Судя по всему, Яралиев и Казиахмедов заключили между собой джентльменское соглашение при содействии третьих лиц.
Ситуация вокруг УФНС тесно связана и со сменой власти в Дербенте. «ЧК» уже указывал на то, что республиканские власти, долго присматриваясь к ситуации в Дербенте, делали выбор между министром образования и науки Магомедфазилом Азизовым и председателем дербентского горсобрания Мурадом Гаджиевым. В это время Феликс Казиахмедов и Имам Яралиев под влиянием московских земляков­лезгин (без Сулеймана Керимова) решили этот вопрос самостоятельно. А в прошедший понедельник они встретились с Магомедсаламом Магомедовым и, можно сказать, поставили его перед фактом.
Президент не стал противиться такому развитию событий, а, наоборот, поздравил Яралиева, де­факто утвердив его статус главы южной столицы Дагестана. Можно предположить, что Магомедов не стал идти по стопам Муху Алиева, продавливавшего свои решения силой и от того копившего врагов, а наоборот, стал консолидировать вокруг себя все дееспособные и мыслящие ресурсы. Можно предположить что то, о чём думали ещё три года назад Казиахмедов и Яралиев (политическая рокировка, при которой первый возглавляет УФНС РФ по РД, а второй – Дербент), может произойти уже в октябре – ноябре. Когда завершится реформа столичных налоговых инспекций, и тогда, возможно, Феликс Казиахмедов войдёт в кабинет руководителя УФНС РФ по РД как хозяин…  
Номер газеты