[ Игра в лояльность ]

Зачем принуждать родителей губденских девочек отправлять своих чад в обычную школу? Почему бы не сделать школу раздельной, раз уж явление носит массовый характер? Содержим же на скудные средства республики-банкрота малокомплектные школы, считая это данью традициям, вынужденной мерой, не переселяем из-за этого горцев насильно на равнину. Почему же школа для девочек выглядит чем-то из разряда инопланетных?

Как-то хотелось мне верить, что через Дагестан проходил Великий шёлковый путь, что Дагестан – важное звено в транспортном коридоре Север–Юг, в Дагестане есть всё для превращения его в транспортный узел: международные аэропорт и морской порт, железная дорога и федеральные трассы, что Дагестан – это южные ворота России со всеми преимуществами приграничной территории.
Обладая преимуществами географического положения, которые несложно конвертировать в экономическое процветание, мы тем не менее тупо ждали и ждём подачек с центра. Не рассказывайте мне о том, что, вот Москва всегда боялась сепаратизма и не заинтересована в процветании кавказских республик. Может, и есть в том здравое зерно. Но…
Москве война не нужна. Москва не хочет воевать. По причинам, которым числа нет. Внешним, внутренним, финансовым, политическим, ментальным. Если Москва окажется перед выбором: потерять Кавказ или пойти на уступки и сохранить под своим влиянием территории, то Москва выберет второе. Но мы сами кузнецы своего несчастья. Мы сами виноваты в том, что нам нечего предложить Москве. Мы не вели политику, мы клянчили бабки. Мы сами виноваты в том, что сегодня республика стала зоной боевых действий.
Федерализм – это умение торговаться, умение выстраивать отношения с центром и регионами с дальним прицелом, выжимая максимум из сосуществования. Федерализм – это взять столько полномочий, сколько сможешь. Федерализм – это эксплуатация плюсов интеграции. Чтобы торговаться, надо обладать ценностью, достоинством. Люди, разменявшие достоинство самих себя и республики на подачки-дотации, загнавшие население в нищету, а молодёжь – в леса, пыточные камеры и Ханкалу, ответственные за большое кровопролитие, войну, на пороге которой стоит Дагестан, сегодня заявляют о позиции/оппозиции. Прошу вас, сойдите со сцены истории, не являйте миру своих лиц, на которых клеймо позора и людских проклятий. Небытие – вам достойная награда.      
Корни экстремизма в нас самих. В нашей тупости, лени, алчности, продажности. В предательстве собственного народа, когда дела и помыслы позиционеров-оппозиционеров диктуются шкурным страхом, опаска, как бы чего не вышло, как бы Москва не заподозрила в симпатиях к экстремистам. Как бы чего не вышло…   
Вышла война.
P. S. Что означают свобода вероисповедания и право действовать в соответствии с религиозными убеждениями, заложенные в конституционных нормах? Какая государству разница, будут девочки учиться раздельно от мальчиков или нет? Как это скажется на государственной безопасности? Свобода вероубеждений площадью метр на полтора молитвенного коврика. Мы сами творцы религиозного экстремизма.
Номер газеты