Горячая неделя

Минувшая неделя была богата на события криминального характера. Несколько КТО, ряд привычных похищений, совершённых «неизвестными в масках», взаимное уничтожение силовиков и членов бандподполья. Что примечательно, такая активность правоохранителей совпала с нахождением главы Дагестана Рамазана Абдулатипова в отпуске, а также резким ростом в Интернете комментариев, направленных против министра ВД по РД Абдурашида Магомедова.

Одним из серьёзных провокационных событий этой недели можно назвать убийство в одном из кабинетов Ногайского РОВД Эрадиля Асанова (подробнее на 1,3 стр. «ЧК», в статье «Сегодня его, а завтра любого из нас?» – «ЧК») и похищение с последующим обнаружением в Кировском РОВД Махачкалы известного проповедника Надыра абу Халида (Медетова).

 

Провокация?..

 

Как и в Ногайском районе, Надыр Медетов был вызван на встречу якобы с потенциальным покупателем его автомашины. Надыр со своим братом – Кадиром Медетовым – где-то в 14:00 встретился с покупателем, представившимся Шамилём. Покупатель, как пишет в социальных сетях адвокат Медетовых Исрафил Гададов, внимательно осмотрел машину, остановившись на салоне, а затем распрощался с братьями, договорившись о встрече в другом месте. Через несколько минут автомобиль Медетовых остановили сотрудники полиции. Попросив братьев выйти из машины, один из полицейских почти сразу залез в карман пассажирского сидения авто и достал оттуда пистолет. Адвокат и родственники предполагают, что пистолет Медетовым был подброшен. В пользу этой версии говорит не только отрицание братьями принадлежности им оружия, но и действия полицейских, которые, обнаружив пистолет в кармане сиденья, вложили его в руки почему-то именно Надыра. Для «закрепления доказательной базы», утверждает адвокат, полицейский потёр пистолет об одежду Медетова (это позволяет оставить на одежде следы металлизации и сурьмы, а также следов пороха). Доставив Медетовых в Кировский РОВД, Надыра задержали (ему инкриминируют незаконное хранение оружия, ч. 1 ст. 222 УК РФ), а Кадира Медетова, придав ему статус свидетеля, отпустили. Вечером в доме Медетовых, видимо, в рамках уже возбуждённого уголовного дела, был проведён обыск (изъяли флеш-карты и компьютер)…

Близкие Медетовых узнали об их местонахождении ближе к 20:30 часам и стали собираться у Кировского РОВД. Первоначально сотрудники РОВД отрицали факт нахождения там Медетова, а представители пресс-службы МВД Дагестана вообще предложили журналистам, интересующимся данным происшествием, писать официальные запросы на имя министра ВД по РД, но впоследствии к задержанному был допущен адвокат. В райотдел, по словам очевидцев, в срочном порядке прибыли и. о. начальника ЦПЭ по РД, полковник Магомед Сайпулаев, два замминистра ВД по РД, начальник УВД Махачкалы, а также представители администрации главы Дагестана. Также видя, что у здания РОВД собираются люди (чуть больше 200 человек), туда оперативно прибыло полицейское подкрепление и были введены режимы «Вулкан-1» и «Крепость».

Надыр абу Халид – известный исламский проповедник, учился в Каирском, а затем в Мединском исламских университетах, окончил факультет шариата, придерживается салафитских убеждений. Его характеризуют как далёкого от политики человека, сконцентрировавшегося на распространении исламских знаний в обществе. Поэтому его задержание рождает вопросы, в частности – не является ли такой шаг попыткой спровоцировать салафитов (в основном молодёжь) на некие публичные выступления и конфликты?

Салафитами было принято решение, что сегодня, 10 октября, они все соберутся на пятничный намаз в мечети ан-Надирия по улице Котрова в Махачкале. Другие салафитские мечети, расположенные в черте Махачкалы и её пригородов, будут закрыты. В мечети на Котрова мусульмане попробуют выработать общую линию поведения, направленную «на защиту мусульман от беспредела»...

 

Не могут найти…

 

Ещё одно похищение произошло в прошлую пятницу, 3 октября, в Хасавюрте. Житель с. Нечаевка, работающий зуботехником, Джабраил Набиев приехал на автостанцию Хасавюрта и был похищен «неизвестными людьми в масках» на глазах многочисленных свидетелей. Его автомобиль был заблокирован чёрной «Приорой» и серебристым ВАЗ-21014, откуда выбежали несколько человек, которые, вытащив Набиева из авто, затолкали в «четырнадцатую» и скрылись с места происшествия. Отец похищенного Наби Набиев написал заявление в полицию, было возбуждено уголовное дело, но… Поиски Джабраила ни к чему не привели. Родственники похищенного намеревались провести в понедельник акцию протеста. Однако, с учётом того, что этот день был объявлен выходным, а силовые структуры обещали дать ответ в рабочие дни (ссылались на отсутствие начальства), было решено провести акцию протеста в другое время, а в последующем вообще отказались от её проведения. (Связано с опасениями, что вышедших в поддержку Набиева людей подвергнут репрессиям.) Однако до сих пор о его местонахождении ничего не известно…

Через три дня (6 октября) в с. Кироваул Кизилюртовского района прошли масштабные адресные проверки (проводимые силовиками, чья ведомственная принадлежность до сих пор не известна), которые превратились в спецоперацию. Из одного «адреса» выскочил боевик и в упор расстрелял двух бойцов спецназа. Ответным огнём он (опознали как Алидибира Аслудинова) был убит. Он, как сообщают правоохранители, находился в федеральном розыске за участие в НВФ.

В тот же день в Кировауле, по словам местных жителей, было задержано около 40 человек. Их несколько часов продержали в райотделе, обосновывая это необходимостью установления личности. Впоследствии их всех отпустили, кроме шестерых, кому, как предполагают кироваульцы, были подброшены боеприпасы. Сейчас судьбой этих людей заняты адвокаты.

В то же время местонахождение матери троих детей Патимат Насибовой, которая, как известно, была задержана силовиками, установить не удалось. Насибову, как предполагается, задержали в связи с тем, что нежилой дом, рядом с которым был убит Аслудинов, принадлежал её тёте. После проведения спецоперации дом был взорван (официальная версия – подрыв сапёрами обнаруженного в доме взрывного устройства).

«Всё село обсуждает то, что задержали ни в чём не виновную Патимат, ещё и дом её взорвали. Несколько лет назад убили её брата, а затем отца. Когда сельчане выразили своё возмущение, нам заткнули рты, сказали, что убитые были боевиками, хотя все знают, что это не так», – цитирует ИА «Кавказский узел» слова одного из жителей Кироваула.

 

«Временный» кризис?

 

Непонятно, что, с точки зрения противодействия экстремизму, происходит в Унцукульском районе. Заблокированный уже третью неделю (с 17 сентября) самый длинный в Европе (автомобильный) Гимринский тоннель под предлогом проведения КТО продолжает ограничивать доступ населения Дагестана в горную местность и обратно. Одновременно с этим блокирование чинит препятствия для правозащитников, прессы и адвокатов проверить воочию заявления жителей п. Временного о массовых нарушениях их прав и мародёрстве сотрудников силовых структур, проводящих в посёлке контр-террористическую операцию. «Тоннель закрыт до 10 октября включительно», – говорят «ЧК» в силовых структурах республики.

Напомним, что в п. Временном находятся вынужденные переселенцы из с. Гимры, перебравшиеся туда в прошлом году из-за проведения в родном селе масштабной спецоперации. (Многие гимринцы впоследствии обратились с исковыми заявлениями в суд, требуя компенсаций за повреждённые или взорванные дома, материальный ущерб, причинённый силовыми структурами.) Теперь же, как уверяют жители Временного, их снова вынуждают выселяться. Оставшимся жителям запрещают снимать происходящее на телефон, мужчин задерживают и вывозят для установления личности. В посёлке не работает школа и детский садик.

О результатах такой масштабной КТО известно не много. По официальным данным, 2 октября в результате проверки силовиками одного из домов завязалась перестрелка, итогом которой стало убийство семи боевиков и ранение одного бойца ОМОН.

По данным «ЧК», в настоящее время в зоне КТО посёлка Временного нет ни одного дагестанского силовика: все командированные, в звании не ниже капитана. В обращении с местными жителями допускают хамство и грубость. Осеннее похолодание, кроме того, привело силовиков к необходимости улучшить свой быт за чужой счёт. Поэтому у местного населения вызывает возмущение, когда они видят, как из домов выносят матрасы, походные кровать и прочие предметы быта, не говоря уже о хозяйничании командированных силовиков в чужих холодильниках и шкафах. Отметим, что п. Временный представляет собой населённый пункт, состоящий из многоэтажек, поэтому вопросы вызывают и рапорты из зоны КТО, в которых сообщается об обнаруженных бункерах. «Какой бункер может быть на 5 или 8 этаже?!» – вопрошают местные жители.

 

Далее везде…

 

7 октября режим КТО был введён в пяти сёлах Хунзахского района. «Идут мероприятия по поиску и нейтрализации боевиков», – говорят силовики. Местные жители КТО не почувствовали. «Мы узнали о нём из СМИ», – говорят, в частности, жители с. Обода. В 18:00 режим КТО был снят.

В ночь на 8 октября в Шамильском районе были убиты трое боевиков – Назим, Мурад и Сабир Рашидовы (приходились друг другу двоюродными братьями). Передвигаясь на угнанной ими машине, они обстреляли неподалёку от с. Хебда пост полиции. Но уже в самом Хебда их расстреляли в машине.

Братья Рашидовы, по мнению НАК, убили двух религиозных деятелей – 27 октября 2011 года Сиражудина (Исрафилова) Хуригского, а 25 сентября этого года – Шамиля Бадавиева из с. Телетль Шамильского района. 

Номер газеты