Год у руля

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов выступил 4 февраля на заседании коллегии Минрегиона России, на котором обсуждалась реализация «Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», где подверг критике существующую централизованную систему управления ресурсами. Он предложил федеральному центру отдать субъектам РФ управление местными ресурсами, если центр сам не может это делать эффективно, а также пересмотреть границы СКФО. Их Абдулатипов предлагает после Олимпиады в Сочи расширить до Ростовской области.

На заседании коллегии Рамазан Абдулатипов сидел в президиуме, и после того как министром регионразвития Игорем Слюняевым перед главами субъектов СКФО были поставлены задачи к 2025 году обеспечить увеличение ВРП в шесть раз, в восемь раз – рост частных инвестиций (по сравнению с 2012 годом), а также существенно снизить безработицу и смертность населения, глава Дагестана решил выступить.

 

Разговор с властью…

 

Абдулатипов, говоря о своём видении развития республики и всего СКФО, подчеркнул, что у субъектов РФ для нормального экономического развития слишком разные стартовые условия и их необходимо выравнивать. «Мы [почему-то] все эти годы пытаемся уходить от этой задачи, а она является основополагающей для развития страны, для решения многих вопросов жизнедеятельности людей. Эта фундаментальная задача не решена в современных условиях. Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года обозначает эту проблему теоретически, но на практике уходит в решение частных вопросов, которые можно было бы решить без региональной стратегии на уровне субъектов Федерации», – сказал он и похвалил полпреда президента России в СКФО Александра Хлопонина за реализацию существующей стратегии, назвав его «одним из эффективных менеджеров», способным возглавить ЮФО.

Там же глава РД высказал мысль, что существующие программы развития региона должны ориентировать субъекты СКФО «на развитие и интеграцию». Полноценное же развитие невозможно, потому что существующие институты развития неэффективны и «заточены» исключительно на получение и трату федеральных денег, а интеграции – полноценному экономическому взаимодействию республики с соседями – мешают как границы СКФО, так и отсутствие полномочий у субъектов РФ распоряжаться своими ресурсами (газ, нефть и пр.).

«Я не могу подступиться к этим вопросам, у меня таких полномочий нет», – посетовал Абдулатипов на излишний централизм в этом вопросе.

В свою очередь, Слюняев посоветовал главам северокавказских республик сконцентрироваться на вопросах имиджа и безопасности региона (иначе туда не придёт инвестор), а также проанализировать все объекты незавершённого капитального строительства, перспективы ввода их в эксплуатацию с учётом стратегических приоритетов развития как страны, так и округа.

«Кто крохоборничает и дербанит Дагестан – тот мой враг»

 

…и со СМИ

 

Планировалось, что на следующий день, 5 февраля, Абдулатипов даст пресс-конференцию, посвящённую годовщине своего фактического нахождения во власти, но скандальные заявления, сделанные им на коллегии, видимо, заставили его пересмотреть график и провести встречу со СМИ в тот же день.

Почти на двухчасовой пресс-конференции, которая походила на лекцию по общим проблемам современности, а не на конкретный разговор по обозначенным проблемам, он ещё раз попытался разъяснить, что хотел довести до Кремля своим выступлением на заседании коллегии Минрегионразвития.

Пресс-конференцию Абдулатипов начал с заявления о том, что с его приходом восстановлены, во-первых, доверие населения к власти («Если это было на уровне 7–12%, то сегодня уже 70–75%»1) и, во-вторых, управляемость Дагестаном («Если раньше один руководил северным Дагестаном, второй руководил Кизляром, третий – Хасавюртом, четвёртый – Махачкалой, пятый – Дербентом, то сегодня в Дагестане, нравится это кому или нет, один руководитель»). Во всех остальных сферах, судя по словам главы РД, ситуация, по сравнению с концом 2012-го – началом 2013 года, особо не изменилась. «Состояние, откровенно говоря, ужасающее. По сбору налогов республика на последнем месте. По уровню теневой экономики – на первом. По многим параметрам социально-экономического развития – на 80 месте. Фактически в Дагестане не было ни одного работающего института развития. К тем институтам, которые были и есть, было потеряно доверие, в том числе и к правительству Дагестана. Рыбные запасы оказались уничтожены, так же как и морской порт. Сфера образования доведена до нуля», – констатирует Абдулатипов.

Но не всё так плохо. Сданы 82 образовательных и 37 лечебных учреждения. Введено в эксплуатацию около 196 км газопровода, около 170 км водопровода и 500 км автодорог (хотя, согласно Постановлению Правительства РД №716 от 30 декабря 2013 года, в прошлом году проведено всего 5,5 км автодорог, отремонтировано 225,6 км дорог – «ЧК»). В АПК посажено около 2 000 га виноградников. В 2013 году собрано 134 тысячи тонн винограда и поставлена задача достигнуть показателей советских лет – 380 тысяч тонн.

В числе своих заслуг указан запуск Каспийского завода листового стекла, подписание соглашения о реконструкции морского порта и договорённость об участии в проекте структур Сулеймана Керимова («Нафта») и братьев Магомедовых («Сумма»), создание Стратегического совета во главе с Германом Грефом и разработка десятка приоритетных президентских программ.

Отвечая на вопросы журналистов, Абдулатипов сказал о замкнутости Дагестана, отсутствии «горизонтальных связей с соседями, в том числе и Азербайджаном, праздновании 2000-летия Дербента и спонсорском участии в этом Зиявудина Магомедова. Сказал и о переменах в руководстве Кизлярского коньячного завода (гендиректором назначен депутат НС РД, гендиректор ОАО «Дербентский завод игристых вин» Магомед Садулаев) и подготовке его к приватизации ценой не менее 4 млрд рублей. Вопрос о развитии детско-юношеского спорта плавно перетёк к судьбе ФК «Анжи». «Бросит ли его Керимов?» – спросили журналисты. «Не бросит», – ответил глава РД.

В марте Абдулатипов планирует начать регистрацию дагестанской нефтегазовой компании, о которой он заявил в Послании НС РД, а также думает воссоздать дагестанскую авиакомпанию.

 

Адаптация

 

Слово «адаптация» приобрело на пресс-конференции некий философский подтекст. Адаптировались глава РД, боевики, главы МО и народ. Но каждый по-своему.

Так, говоря о ликвидации Комиссии по адаптации боевиков, Абдулатипов сказал, что она не сработала. «Целый ряд операций, которые проводились по адаптации, заканчивались тем, что заложников выкупали за деньги их родственники и родители», – сказал глава республики и добавил, что работа новой комиссии (по примирению и согласию) позволила без лишнего шума вывести из леса 34 человека.

Говоря о работе силовиков и проблеме экстремизма в целом, Абдулатипов сказал о приоритете профилактики над силовыми операциями и необходимости силовикам менять методы. «Многое зависит от готовности правоохранительных органов работать по этой модели. Для того чтобы добиться примирения, требуется больше мужества, чем для продолжения войны. Одними силовыми методами этот вопрос не решить», – сказал глава РД.

«Адаптация» глав МО к новым требованиям не столь успешна, признал Абдулатипов: «Коррупция ушла в ткань дагестанского общества, да и российского. Мы в этом не очень отличаемся… Я думал: поменяю часть глав районов, а часть, которые останутся, их можно будет адаптировать. В последнее время я убеждаюсь – пока не вытравишь почти во всех главах их желание переписать землю города, района на своих родственников, это очень трудно победить». То же и в медицине, где поменяли 22 главврача, а взятки как брали, так и берут…

На вопрос, кто ваш враг, Абдулатипов ответил, что это вопрос фундаментальный и главным своим достижением считает, что «впервые за 20 лет некоторые вещи начал называть своими именами» и поэтому «всякий, кто работает против Дагестана, кто начинает крохоборничать и дербанить Дагестан – это мой враг!».

Был вопрос и о прекращении диалога с салафитскими общинами. Абдулатипов ответил, что это не так, указав, что был инициатором вседагестанского мавлида для… примирения и согласия (?), а также встречи салафитских алимов и муфтия Дагестана. «И в этом плане некоторые салафиты прекратили открытую борьбу против государства, против власти. И вы не увидите такого обострения отношений, как это было в своё время, – отмечает глава РД и утверждает лишь один критерий его вмешательства в религиозные процессы: – Моё дело – если будут убивать людей, стрелять в спину государства». Там же Абдулатипов сказал об обещании министра обороны Сергея Шойгу увеличить количество призывников до двух тысяч человек, а также приёме дагестанцев в военные училища.


1По данным «ЧК», глава РД огласил результаты соцопроса ФОМ, собранные в марте 2013 г., ещё на пике его популярности.

 

Номер газеты