[ ГЛАВнЫе нон грата ]

Победа! Именно так восприняли жители Нового Хушета очередную, вторую за минувшие три месяца смену власти в посёлке. Торжество справедливости, хотя и локальное, состоялось. Однако оснований для победных оценок, по всей видимости, пока ещё нет. Проблемы остались.

Бывший теперь уже глава нового Хушета Алибулат Магомедов 2 августа применил против сельчан огнестрельное оружие (ранил двоих) вместе со своими друзьями-автоматчиками, и был таков. Дальнейшей его судьбой теперь занимаются следственные органы республики. Впрочем, зря времени Магомедов, как оказалось, не теряет. По словам хушетцев, он активно посылает в посёлок ходоков для мирного решения происшедшего конфликта (маслиата). Благоразумные и мудрые жители посёлка и тут проявили своё великодушие. Они даже готовы простить обидчика. Между тем Хушет обрёл нового главу. На прошлой неделе столичный мэр, Саид Амиров, назначил на неожиданно опустевшее место Арац-али Исмаилова. Он хоть и не коренной хушетец, но большую часть жизни прожил здесь. Хорошо знаком с джамаатом, сам джамаат неплохо знает его. Мэрия Махачкалы не решилась вторично наступать на старые грабли. По крайней мере, на этот раз Амиров, не лично, разумеется, но согласовал кандидатуру с хушетцами. На следующий день после своего назначения Арац-Али Исмаилов выступил перед поселковым джамаатом. Самое ценное для людей из его выступления – это то, что он обещал в ближайшее время провести инвентаризацию всех хушетских земель.

«Назначить-то назначили, теперь посмотрим, что он сделает», – сказал с надеждой наш собеседник из Хушета.

 

Узду в руки

 

...позвольте. А как так получилось, что мэрия Махачкалы назначает глав пригородных посёлков? Какими такими принципами или законами она руководствуется?

Даже мэр Москвы Сергей Собянин не позволяет себе назначать глав московских деревень. Да что там Собянин, прежний брутальный градоначальник Лужков свет Юрий Михайлович (образец для подражания многих губернаторов) себе подобного не позволял. А чем отличаются, скажем, Карабудахкентский, Каякентский или Ботлихский районы? Там ведь руководители районов не назначают глав сельских администраций. Впрочем, и другие муниципалы не отказались бы от подобных полномочий. Об одном из таких поговорим чуть ниже.

А пока отметим, что изначально предполагало включение 14-ти посёлков в состав Махачкалы:

а) увеличение подушевого (в расчёте на одного жителя) бюджетного финансирования Махачкалы;

б) получение свободной земли, катастрофически не хватающей в черте города;

в) увеличение численности электората, столь желанного для мэра в периоды избирательных кампаний.

Был ещё и четвёртый повод, наиболее часто озвучиваемый мэром столицы, – это имеющиеся в распоряжении пригородных сёл ГУП, МУП, КФХ и ЛПХ. По задумке городских властей, они должны были удовлетворить потребности Махачкалы, в частности, столичных детских садиков и школ, в сельхозпродукции – овощах, мясе, молоке и т. д. Причём присоединили посёлки так – на «ура». Согласия жителей никто и не спрашивал. Всё, что было нужно – это волевое решение столичной администрации.

О том, что столичные детские сады и школы получают необходимые для здоровья килокалории от столичных КФХ и ЛФХ, можно ещё поспорить, а вот с тремя первыми пунктами не согласиться невозможно. Самое ценное, что нашла администрация в пригородах – это, конечно же, земля. Земля не для выращивания фруктов и овощей, а для продажи. А ведь не согласны чиновники столицы, когда мы говорим, что они распродали землю в черте города, теперь взялись за пригороды. Даже судиться готовы. И судятся же.  (подробнее об этом читайте на 3 стр. – Прим. ред.)

А мы продолжаем говорить на языке фактов.

В мае этого года на стол Амирова легло, в общем-то, типичное для современной Махачкалы заявление. От жителя посёлка Ленинкент Багаутдина Магомедова. Суть заявления в том, что шесть лет назад 23 человека, в том числе и Магомедов, приобрели земельные участки на территории крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) «Даркум» в Ленинкенте. Каждый оплатил за свою будущую крышу над головой по 180 тысяч рублей. Кто-то успел залить фундамент, кто-то и построить дом, хотя правоустанавливающих документов люди не получили на руки. Радость новоселья, по словам Магомедова, омрачил бывший глава Ленинкента Аташ Казиев. Для полного решения вопроса с документами он потребовал с людей ещё по 500 тысяч рублей… С ответом заявителю мэрия столицы не торопится.

Но мы выяснили другую интересную деталь.

 

Дарим куму

 

В июне 2000 года постановлением (№896) Саида Амирова из землепользования совхоза им. Ленина (в Ленинкенте) был изъят земельный участок площадью 3 га и предоставлен жителю посёлка для организации КФХ «Даркум». По просьбе владельца данного КФХ, мы не называем его имя. В течение пяти лет он вёл своё хозяйство и не испытывал никаких проблем. Между тем жизнь текла. В Ленинкенте один глава сменял другого. Каждый предыдущий уходил, навлекая на себя проклятия местных жителей и оставляя за собой густой шлейф, в основном, земельных конфликтов. Особенно усердствовали участковый уполномоченный Кировского РОВД Рамазан Гасанов (ныне отбывает тюремный срок за мошенничество с земельными участками) и бывший глава посёлка Алимпаша Магомедов вместе со своим замом Лабазаном Ахмедулаевым. Все трое активно оттяпывали кусочек за кусочком от территории «Даркума» и благополучно продавали. Проблем в посёлке становилось больше, свободной земли, соответственно, меньше.

Впрочем, полновластным хозяином владелец «Даркума» и не был. С администрации Махачкалы к нему зачастили ходоки. Они предлагали ему разделить территорию КФХ ровно на 2 части и половину отдать, якобы для нужд столицы. Взамен предлагалось оформить на оставшуюся половину документы (на пожизненное владение). К модным столичным «гостям» присоединился и Казиев. Выхода у владельца трёх гектаров не осталось. И началось… Он был вынужден выписывать доверенности на земельные участки нескольким людям, в том числе, и родственникам Казиева.

Берите выше

 

…такой расклад не понравился другому высокопоставленному чиновнику столицы – главе Кировского района Махачкалы Ахмеду Нахаеву (на фото слева). Он вынуждает пока ещё владельца злополучного КФХ выписать доверенность на земельные участки и на его имя. Отказать – себе дороже. И в декабре 2010 года Нахаев – благополучный хозяин 20-ти земельных участков, площадью по 600 м2 каждая. Продавай – не хочу. Но по непонятным причинам глава Кировского района не успел распорядиться участками и, говорят, уже отказался от них.Но факт остаётся фактом. От некогда трёх гектаров сегодня почти половина продана, а у тех, кто успел отстроиться на новом месте, возникли неожиданные проблемы. Опять же в лице администрации Кировского района. Схема проста как две копейки. Сначала группа сноса вместе с представителем поселковой администрации приходит к тем, кто успел поднять фундамент, и вручает предписание с требованием его снести. Уговоры не действуют. К делу приступают бульдозеры. Стоит хозяину встать перед грозной техникой, как тут же начинается второй (отрепетированный) акт. Оказывается, не сносить стены можно и по закону, но для этого нужно раскошелиться ещё на сумму от 160 до 300 тысяч рублей. «Для нужд столичной администрации!»И так с каждым.

Подобных КФХ «Даркуму» хозяйств в Ленинкенте немало. Например, МУП «Колос». К хитросплетениям чиновников столичной администрации вокруг этого и других хозяйств в пригородной столице, мы вернёмся в одном из ближайших выпусков.

 

Глава южного централа

 

А теперь ненадолго переместимся в столицу южного Дагестана.

20 июля Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отказала мэру Дербента Имаму Яралиеву в претензии на часть земель соседнего Дербентского района.

По убеждению Яралиева, сёла Джалган, Сабнова, Митаги, Араблинское и Хазар должны войти в состав муниципального образования «город Дербент». Территория современной столицы Юждага с населением чуть больше 120 тыс. человек не превышает 2,3 тыс. га. О планах городской администрации по строительству нового города-«спутника» с населением, вдвое превышающим его нынешние показатели, пока ничего не известно. В таком случае, для чего понадобились мэру дополнительные 4,7 тыс. га сельскохозяйственных земель – непонятно. Эксперты полагают, что земля нужна была Яралиеву, как и большинству его коллег, только лишь для последующей распродажи.

Территориальные споры между муниципальными образованиями не решаются в суде в частном порядке. Определение статуса и границ МО – прерогатива Народного Собрания и правительства субъекта федерации. Отсюда и странное, на первый взгляд, заявление Яралиева в суде «о признании закона РД от 13 января 2005 года «О статусе и границах муниципальных образований РД» в приложении к статье 12 (п. 2,8,13,19,22) и ст. 44, как противоречащего Конституции РФ, федеральному законодательству, а также ущемляющего законные интересы городского округа. Однако 25 апреля Верховный суд РД заявление Яралиева не удовлетворил, так же поступила и Судебная коллегия ВС РФ.

 

«Букет удовольствий»

 

Безусловно, жителям пригородов Дербента повезло. Иначе их неминуемо ждала бы судьба жителей Ленинкента, Нового Хушета и других посёлков. История с назначением сельских глав махачкалинских посёлков точно бы повторилась и в Юждаге. И свои «хушетские магомедовы» не заставили бы себя ждать где-нибудь в Сабнаве, Джалгане и т.д. Кстати, отец «хушетского стрелка» Алибулата Магомедова – Ашахан Магомедов некогда руководил ЛУВД Махачкалы. Помнится, начальник признавался, что в его отделе самая высокая раскрываемость в республике. Что же вы, Ашахан Магомедович, не стараетесь раскрыть преступление, совершённое 2 августа в Хушете? И связей у вас в правоохранительных структурах предостаточно.

Однако вернёмся в Юждаг.

Это не означает, что Яралиев так легко откажется от задуманного. Слишком уж заманчивы сельские земли для муниципалов. Но к чему приведут такие старания отдельных глав районов? Правильно, за ними потянутся и остальные. И что тогда? Недовольство и протестные взоры (не только в отдельно взятой части республики, а во всей) обратятся туда… к Белому дому. Магомедсаламу Магомедову, и так в последнее время невероятно перегруженному, придётся вставать не между людьми и муниципалами, а выходить на передовую. Принимать весь удар на себя. Так чего ждать? Нет, не сажать, и даже не ругать. Просто воспользуйтесь вашим законным правом – Федеральным законом РФ № 131. Увольте, удалите хотя бы одного, заслуживающего того, главу района. Так хотя бы для профилактики. В качестве превентивной меры, дабы другие боялись…

А пока этого не будет, муниципалы продолжат гнуть свою накатанную линию. А очередной всплеск протестов, к примеру, в пригородах Махачкалы? Ну и что?! Всегда же можно собрать народный гнев в кулак и ударом сшибить очередного сельского старшину. Замену-то найти совсем не сложно. Но и так продолжаться долго не будет. Кольцо вокруг недальновидных, зарвавшихся муниципалов уже начало сжиматься. Беды – «букета удовольствий» – рано или поздно не миновать. И это не страшилки, так реально может быть. И, быть может, будет… 

Номер газеты