Друзьям – всё! Остальным…

На этой неделе, примерно с пятницы, 18 марта, стала понятна неофициальная программа действий главы РД Сергея Меликова. Её, если очень коротко, можно обозначить высказыванием, приписываемым диктатору Франко: «Друзьям – всё, остальным – закон!»

В частности, 18 марта на площади Махачкалы прошёл митинг в честь восьмилетия присоединения Крыма к России. На нём, несмотря на собачий холод, собралось довольно много представителей бюджетной сферы, студенчества, а также ответственного за мероприятие чиновничества.

Республиканская власть на мероприятии была представлена весомо – в близких к концертной сцене рядах был замечен вице-премьер правительства РД Муслим Телякавов.

На следующий день, 19 марта, глава Дагестана Сергей Меликов вместе с министром ВД по РД Абдурашидом Магомедовым открывали в одном из кварталов Ленинского района Махачкалы участковый пункт полиции. Им в этом помогал глава Ленинского района Махачкалы Магомед Алхасов. Пункт полиции, предательски напоминавший собой автобусную остановку, как оказалось, построили на земельном участке, который в своё время был незаконно отчуждён из владения Махачкалы, но затем возвращён мэрией в собственность города. Как оказалось, это первый в республике участковый пункт полиции, не только построенный за счёт муниципальных средств, но и полностью соответствующий всем предъявляемым требованиям.

Несмотря на то, что возврат земли и строительство на них различных объектов – это прерогатива мэрии, Салмана Дадаева на этом празднике жизни, где высокие чиновники обменивались рукопожатиями и добрыми пожеланиями, замечено не было. Это навело на мысли как о приоритетах руководства РД, так и о взаимоотношениях властей дагестанской столицы.

Во-первых, открытие данного пункта – это возможность неформальной встречи Меликова и Магомедова. (Тем более что на ближайшей сессии НС РД им обоим выступать с отчётами о результатах деятельности.) Известно, что отношения главы и министра несколько охладели, а сейчас (накануне грандиозных политических событий федерального и мирового уровня) не то время, когда надо дружить врозь.

Во-вторых, демонстрация властелинами Дагестана поддержки Магомеду Алхасову, руководителю Ленинского района Махачкалы, который, по слухам, планировал стать министром природных ресурсов, но… не сложилось. Как и не сложилось до конца с тем, что там будет дальше с конкурсом на должность главы Ленинского района. Объявлен некий второй этап, а что там дальше – на официальных ресурсах района не говорится. Ну и демонстрация того, что Дадаев не в фаворе…

Последний пункт оттенило то, что возрождение проекта «Лазурный берег», который в своё время лоббировал на различных уровнях экс-мэр Махачкалы Саид Амиров, был озвучен не главой города, а руководством Минстроя РД.

Среди других пунктов муниципальной политики – судьба Дербента и Каспийска.

На этой неделе стало известно, что сенатор Сулейман Керимов свернул свою активную деятельность в городе, претендовавшем на звание Южной столицы республики и одновременно витрины Дагестана. (Дербент, конечно же, брошен не будет: программа по его развитию будет финансироваться из федерального бюджета и, как обещают, из внебюджетных средств.)

Потихоньку уходит из республиканской сферы влияния и группа поддержки друга Керимова – депутата Госдумы Хизри Абакарова. Приличия межу ними и Меликовым соблюдены – публичных ссор, конфликтов и взаимных обвинений нет и не будет, но, судя по всему, друзьями они быть перестали.

Но теперь на статус города, которому необходима аналогичная комплексная программа развития, претендует Каспийск. Напомним, его возглавляет старый друг Меликова – генерал Борис Гонцов.

Меликов, посетив этот город 22 марта, предложил развивать его по примеру Дербента.

Инвестора, как Керимов, у Каспийска нет. Но есть земля. Её, родимую, и будут осваивать: предусматривается разработка проектов планировки территорий на 631 га земли. Строительная отрасль, несомненно, будет рада: Махачкала и Каспийск, возможно, к 2030 году, если санкции позволят и в стране хватит на это денег, объединятся в (де-факто) один крупный мегаполис.

P. S. Другой акт поддержки друзей был явлен, что называется, сверху. Правительство России озвучило список системообразующих предприятий, работающих в сфере ТЭК, которым будет оказана поддержка на фоне международных санкций. На всю страну таких предприятий, как оказалось, больше сотни. Из них десять – в Дагестане!

В эту десятку предприятий вошли следующие энергетические монстры:

1. Ответственные за электроэнергию: ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Дагэнерго», филиал ПАО «РусГидро – Дагестанский филиал» и ООО «Дагестанэнерго» (согласно открытым данным, в 2020 году признано банкротом).

2. Ответственные за газ и газоснабжение: ООО «Газпром трансгаз Махачкала», ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», ООО «Газпром газораспределение Дагестан» и АО «Газпром газораспределение Махачкала».

3. Ответственные за нефть и ГСМ: АО «Дагнефтегаз» (считается дочкой ПАО «Роснефть»), АО «Дагнефть», а также ООО «КасПетролсервис». Первые две структуры исторически входят в сферу влияния депутатов НС РД Далгата Махачева и Муслима Гиндиева. А ООО «КасПетролсервис» – это преобразованное из ОАО «Дагнефтепродукт» предприятие. Оно находится в сфере влияния Госсекретаря РД Магомед-Султана Магомедова.

Нахождение этих предприятий в данном списке позволяет не только претендовать, к примеру, на меры госгарантий, необходимых для реструктуризации кредитов или получения новых, но и на субсидии на возмещение затрат. ]§[

Номер газеты