[ Деньги любят... ]

18 мая в ходе официального визита на Украину президент России Дмитрий Медведев сказал, что регулярно проверяет своих министров на предмет владения компьютером. Нужно ли президенту Дагестана –Магомедсаламу Магомедову – следовать примеру своего старшего коллеги или?.. Мы думаем, что нет. Существующая в госслужбе система оплаты труда стимулирует просиживание штанов, но никак не поощряет навыки, компетенции и результативность работы госслужащего.

Закон разграничивает понятие «должности государственной службы» от понятия «государственные должности». Государственные должности предусмотрены для непосредственного исполнения полномочий госорганов; должности государственной службы предусмотрены для обеспечения исполнениячьих­либо полномочий. Пример: должности президента РФ и глав регионов федерации (министра, прокурора республики и т.д.) олицетворяют собой российскую государственность, потому эти должности называются государственными, а вот те, кто обеспечивает исполнение лицами, занимающими эти должности, их полномочий, называются госслужащими (например, замминистра) – гражданскими, военными, правоохранителями.
Должности гражданской службы делятся по категориям и группам. В зависимости от категории должности делятся на то или иное число групп, а уже в зависимости от группы должностей служащему может присваиваться определённый классный чин. Так или иначе, должность для госслужащего – понятие исключительно первичное. Это означает, что, заняв должность государственной гражданской службы, служащий автоматически попадает в ту или иную категорию и группу должностей, которые, в конечном счёте, определят его классный чин.
Вообще­то закон предполагает, что государственная служба (т. е. трудовая деятельность на основании служебного контракта) – более престижное занятие, нежели работа по найму (на основании трудового договора). Так, для поступления на гражданскую службу стаж работы в соответствующей системе «ценится» выше, нежели обычный стаж работы по специальности, т. е. первого для поступления на службу при прочих равных потребуется меньше, чем второго.
Запутанно? Не менее запутана ситуация с формированием зарплат госслужащего. Она состоит из оклада и ежемесячных надбавок. Оклад – некая произвольная величина, смысл и источник которой вам вряд ли кто внятно объяснит.
Разберёмся теперь с ежемесячными надбавками к окладу. К ним относятся денежная надбавка за выслугу лет, надбавка за особые условия госслужбы, надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну, надбавка за чин и другие денежные поощрения.
В приведённом выше перечне – доплаты, которые производятся ежемесячно. Очевидно, что чем больше лет служащий будет протирать штаны или юбку, сидя в кабинетах правительства и других госучреждений и, деланно прищуря глаз, раскладывать пасьянс на мониторе компьютера, тем выше будут денежные надбавки к его окладу. «УРА!»
Если вы полагаете, что особые условия бывают только у избранных служащих, то вы ошибаетесь. «Особость» условий возникает с должностей младшей группы и имеет лишь свойство усиливаться по мере продвижения к высшим должностям. То есть, в соответствии с законом, если должностям младшей группы (просьба не путать с младшей группой в детском садике) такая надбавка может и вовсе не устанавливаться (формулировка «до 60 % должностного оклада» подразумевает применение коэффициентаот 0 до 60), то для более высоких групп она предусмотрена безусловно и колеблется лишь её размер.
Критерий «особые условия государственной службы» означает исполнение функциональных обязанностей в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим). Срочность? Что нам дала эта срочность? А то, что в 2009 году в республике широко обсуждали и разрекламировали стратегию социально­экономического развития Дагестана до 2020 года. Её разрабатывала межведомственная рабочая группа при ИСЭИ ДНЦ РАН и Минэкономики РД. (Министерству экономики РД к «срочности» не привыкать: оно почти ежегодно верстает программы развития республики, но, когда дело доходит до их исполнения, срочность теряет свою актуальность).
Саму же стратегию, её техническую часть, представлял в республике директор АНО «УРБЭКС­развитие» Сергей Самарцев. Этот «чудотворец», посетив несколько раз гостеприимный Дагестан, «срочно» представил нашей рукоплещущей элите план развития Дагестана. Ну и что? А то, что через год президент республики Магомедсалам Магомедов поручил правительству пересмотреть «Стратегию социально­экономического развития Дагестана до 2020 года». И, надо полагать, не срочно, а обдуманно.
Следующий критерий­надбавка – наличие у госслужащих госнаград, учёных степеней и званий, других знаков отличия за личный вклад и достижения в труде. Однако законодательство позволяет не устанавливать обсуждаемую надбавку служащим, должности которых принадлежат к младшей группе. Всем же остальным надбавка устанавливается, варьировать «представитель нанимателя» может только её размер – от 30 до 50 % должностного оклада.
Смысл ежемесячной надбавки «за работу со сведениями, составляющими государственную тайну» нам постичь так и не удалось. Это деньги за что, за неразглашение? Если да, то «шпионам» не слишком придётся потратиться, чтобы «перемотивировать» служащего. А если нет, то остаётся только одно весьма туманное объяснение – это некая компенсация за повышенную степень ответственности работы госслужащего.
Последняя из упомянутых в списке выплат названа и вовсе незатейливо – «ежемесячное денежное поощрение». Чему, кроме очевидного усложнения структуры выплат, с точки зрения мотивации, призвана служить эта надбавка – ни закон, ни какой­либо представитель власти не поясняют. Только вот что интересно: по дагестанскому законодательству, чем выше должность, тем более кратно «ежемесячное денежное поощрение чего­то» должностному окладу.
Кроме перечисленных выплат, госслужащий имеет право на получение следующих привилегий: премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих (о том, как уходящая группа из команды бывшего президента Муху Алиева назначила себе матпомощь в размере от 200 тысяч до 2 млн рублей, – см. «ЧК» № 4 от 5 февраля 2010 г. – Прим. ред.) и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Ещё госслужащие получают денежные средства в том или ином размере в связи с юбилейными датами и при увольнении в связи с выходом на пенсию.
Как видите, из всех названных нами критериев самым объективным является стаж работы. Объективным не потому, что позволяет по достоинству оценить профессионализм госслужащего, а потому, что это единственный критерий, исключающий субъективизм: стаж работы – он и есть стаж работы. Все остальные критерии можно применять что называется от балды. Вывода два. Первый: путаная система оплаты труда госслужащих – это механизм завуалированного увеличения оплаты труда для более высоких групп должностей. Второй: она (система оплаты труда) порождает застойность, бюрократизацию и неэффективность госаппарата РД. 
 
Справка «ЧК»
 
На «жизненных» примерах покажем, чем оклад отличается от зарплаты. Так, в 2009 г. заместитель руководителя администрации президента, при официальном окладе 8 990 рублей, ежемесячно получал на руки около 90 тысяч рублей (почти десятикратная разница между окладом и выдаваемой на руки зарплатой). Заместитель министра дагестанского правительства (госслужащий), при окладе 7 570 рублей, на руки получает около 40 тысяч. (Заметим, что лицо, занимающее государственную должность «министр», получает в 2,25 раза больше – 90 тысяч рублей.) Реальная зарплата ведущего специалиста в отделе правительства составляет 20 тысяч рублей, а такой же специалист в министерстве получает 15 тысяч рублей. При этом оклады у них примерно одинаковы – 4 600 тысяч рублей. Но для сотрудников аппарата президента и правительства предусмотрены повышенные надбавки, в совокупности дающие плюс 20 % по сравнению с сотрудниками министерств того же ранга.
Номер газеты