«Если бы я мог выбрать исторический период, в котором хотел бы прожить свою жизнь, я бы выбрал период имама Шамиля. Мне кажется, что в тот период я был бы больше востребован для Дагестана и смог бы принести больше пользы, чем могу сейчас», – замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме, депутат Гаджимурад Омаров рассказал «Черновику», что он думает о скандалах, связанных с имамом Шамилём, его наибом Хаджи-Муратом, а также о том, почему борьба с коррупцией в Дагестане – это обычный PR…
– В начале июня Дагестан потряс скандал, связанный с тем, что тело Хаджи-Мурата, наиба Имама Шамиля, было выкрадено из его могилы в Азербайджане и захоронено в Хунзахе. Главным инициатором этого называют вас. Как вы объясните такое… перемещение тела Хаджи-Мурата в Дагестан? Почему это нельзя было сделать более торжественно?
– Могу сказать, что похороны Хаджи-Мурата ещё не завершены, так как его голова находится в Санкт-Петербурге. Воссоединить голову с телом пока не удалось, так как считается, что голова – это государственная собственность. Хотя это противоречит федеральному законодательству, так как останки человека могут быть госсобственностью только в том случае, если сам человек или его родственники завещали их государству. Здесь такого не было: голову отрубили и доставили в кунсткамеру…
Что касается того, что меня называют инициатором захоронения тела в Хунзахе. Какая-то доля правды в этом есть: я с начала 1990-х годов настаивал и продолжаю настаивать на том, чтобы Хаджи-Мурат был захоронен. Объясню, почему. Во-первых, он мусульманин. Любой мусульманин должен быть захоронен полностью по нормам ислама или его родственниками, или общественностью. Я не говорю, какой он был человек. Для кого-то он национальный герой, для кого-то – враг. Но он, как и любой человек, должен быть захоронен. Это и требование закона, в конце концов. Но почему это не распространяется на конкретно взятого человека, мне непонятно.
Во-вторых, он мой земляк, я тоже выходец из Хунзахского района. И, в-третьих, наверное, неправильно для нас, дагестанцев, наблюдать, как наши земляки «захоронены» на чьём-то рисовом поле или бахче. Человеку отрубили голову, закинули в яму и закопали. Если кто-то считает, что Хаджи-Мурат был похоронен по канонам ислама, то… могу сказать, что этого не было.
– Но ведь все видели фотографии могилы Хаджи-Мурата, сделанные в Гахском районе Азербайджана: надгробный камень, ограда…
– Это появилось позднее, в современной истории. Наши земляки – закатальцы – дали этому месту дань уважения, поставили надгробный камень, привели в порядок внешний вид. И я благодарен этим людям. Я участвовал в похоронах наиба Хаджи-Мурата в Хунзахе. Я рад, что смог присутствовать там, и считаю, что будет правильно, если власти передадут голову наиба Шамиля для захоронения её вместе с телом.
– Можно сказать, что вы не являлись инициатором перемещения тела Хаджи-Мурата?
– Я всегда говорил, на протяжении долгого времени, что его нужно захоронить. Достойно, как героя, как мусульманина, на своём родовом кладбище. В Хунзахе или вблизи Хунзаха… А кто это сделал (переместил тело Хаджи-Мурата – «ЧК»)… Ну, нашлись смелые люди… Такие люди очень нужны Дагестану. Как никогда Дагестану не хватает смелых людей, патриотов. Они очень востребованы сегодня.
– Если продолжать тему с наибом Шамиля, то в соцсетях была версия, что за право принять у себя могилу Хаджи-Мурата наравне с Дагестаном конкурировал Азербайджан и Чеченская Республика. Что вы об этом думаете?
– Я об этом ничего не думаю, потому что похороны умершего человека – это дело его родственников и земляков. Это не реликвия или материальная ценность. Это останки человека. Но вместе с тем надо отдать должное главе Чечни Рамзану Кадырову, который в прошлом году обратился с инициативой вернуть голову Хаджи-Мурата…
– Вернуть куда?
– Я не знаю, этот вопрос со мной не обсуждали. Но из соцсетей я знаю, что этот вопрос Кадыровым поднимался, и, если не ошибаюсь, я направил ему письмо благодарности за то, что он – единственный руководитель субъекта Северного Кавказа, который за последние двадцать лет (именно столько я занимаюсь этим вопросом) выступил с заявлением о необходимости вернуть голову Хаджи-Мурата. Для меня это большое событие, потому что наши, дагестанские, главы всегда были против этого.
– А с чем это связано?
– Скорее всего, это связано с отсутствием у них патриотизма и того, что они поддерживали мнение определённых чиновников из определённых структур…
– А чем это могло повредить Дагестану?
– Не знаю. Я не видел каких-либо документов с определённым заключением по этому поводу, но знаю, что есть определённые люди с определённым мнением, которые считают, что если Хаджи-Мурат будет предан земле, то вокруг него (могилы и его имени), видимо, в результате магической силы, сформируется почва для сепаратизма или чего-то подобного. Это всё чушь! Это всё бред!
– Неужели вот эта позиция, на самом деле бред, обсуждалась на серьёзном уровне?
– Вопрос о необходимости вернуть голову Хаджи-Мурата я поднял примерно в 2001 году на встрече с Владимиром Путиным. Передал ему письмо с просьбой решить эту проблему. Спустя какое-то время я встретился по этому поводу с Владиславом Сурковым (с 1999 по 2004 год – заместитель руководителя администрации президента России – «ЧК»), который дал тогда отрицательный ответ.
– И отказ был именно по тем мотивам, что вы озвучили?
– Мотив отказа не озвучили, но… есть отдельные высказывания, что могила всколыхнёт историческую память, связанную с Кавказской войной, что скажется даже на международных отношениях, так как Хаджи-Мурата больше знают за рубежом, чем в России. Это связано с тем, что Хаджи-Мурат описан в повести Льва Толстого. А впервые и целиком повесть была опубликована в Германии только после смерти Толстого. И, видимо, соответствующие структуры не хотят, если захоронят голову наиба Шамиля, предавать широкой огласке варварский акт того времени. Хотя где Российская империя и где Российская Федерация?! Я так понимаю, что в империи отрубить голову и выставить в музее – это нормальное явление. Но для Российской Федерации, как демократического государства, это ненормально!
В конце прошлого года, после моей личной встречи с лидером думской фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым, он написал письмо на имя президента России Владимира Путина с просьбой вернуть голову Хаджи-Мурата. И на это письмо пришёл положительный ответ! Руководство страны согласно вернуть голову наиба, но всё равно голову так и не удалось получить…
– Почему?
– Связано с нежеланием отдельных структур решить этот вопрос. Хотя такую же голову казахского лидера Кейки-батыра1, находившуюся в том же музее, тихо, спокойно вернули Казахстану. Значит, их уважают в правительстве…
– Ну, казахов и в Дагестане очень сильно сейчас уважают…
– Да. А дагестанцев, получается, не уважают? И тут у меня больше вопросов не к правительству, а к самим дагестанцам. Почему не проявляют уважения ни к республике, ни к её истории, ни к дагестанским кадрам? И если мы сегодня сами не уважаем Дагестан и всё, что с ним связано, то кто должен нас уважать? Можно взять пример той же Чечни. Почему их уважают сегодня, а нас нет? Я не говорю, что мы тоже должны, как в 1990-е годы, начать войну и качать свои права. Нет! Я говорю: мы должны требовать уважения к себе и требовать уважения от других к себе в рамках тех законов, которые действуют сейчас! Почему те принципы национальной политики, которые были ещё с советских времён, не соблюдаются сегодня? Почему это не обсуждается сегодня в СМИ и обществе? Для меня это трудно понять…
Реакция на Шамиля
– От личности наиба Шамиля перейдём к личности самого имама. Мы совсем недавно наблюдали скандал, связанный с оценками деятельности имама Шамиля, которые высказал глава Чечни Рамзан Кадыров. Это вызвало реакцию многих дагестанских историков и жителей республики… Что вы об этом думаете? Сумели ли дагестанцы дать достойный ответ на претензии к личности имама или нет?
– Я благодарен Дагестанскому историко-географическому обществу, историку Зурабу Гаджиеву за то, что он объективно дал информацию о роли Шамиля (имеется в виду видеолекция «7 ответов на 7 вопросов Рамзана Кадырова по истории Дагестана», записанная этим обществом в YouTube – «ЧК»). Приятно слушать, смотреть, анализировать события тех лет. Но вместе с тем меня удивляют некоторые люди, которые из-за своей тупости или бездарности, или не знаю ещё чего, дают какие-то глупые комментарии, вызывают на схватки и всё такое прочее. С этим идиотизмом надо как-то заканчивать. Конечно, я понимаю, что если бы в Дагестане был национальный лидер, как в Чечне или других субъектах, за которым идёт народ, то таких комментариев не было бы. Но, так как от власти никто ничего не сказал по этому поводу, не вступает в здравый диалог, то естественно, что появляются простые люди, которые хотят ответить. Отсюда и возникает это никому не нужное противостояние…
Всем тем, кто хочет показать на этой теме свою значимость, хочу объяснить: для этого нужно знать, кто эти герои (времён Кавказской войны), что они делали, почему мы сохранили свою религию, самобытность как народы Кавказа. Это стало возможно только благодаря легендарному герою, полководцу, государственному деятелю имаму Шамилю. Как называл его Карл Маркс – «отчаянный демократ». И по тем временам, и по нынешним – он был выдающейся личностью. К примеру, он отменил рабство в имамате. За тридцать лет до того, как это произошло в России или США. Крепостное право в России было отменено в 1861 году, в США рабство было отменено в 1865 году. И после почётного пленения ему оказывались почести, которые мало кто видел. К примеру, когда Шамиль по пути в Мекку был в Стамбуле, то султан Османской империи встречал его на пороге своего дворца.
А такой почести мало кто удостаивался из высших сановников того времени. Он же – имам Шамиль – сумел остановить третью войну между Турцией и Египтом, выступив посредником между ними. А ведь в первых рядах воевать с Египтом пошли бы мухаджиры…
Не могу не сказать и о другом герое – Байсангуре Беноевском. Есть пример его героизма, который для разумных людей должен сказать о многом: когда его собирались казнить и на шею надели петлю, офицер, угрожая другим пленным дагестанцам, требовал выбить из-под него табурет, то Байсангур, видя, что происходит, что вот так пытаются внести смуту между двумя народами, сам соскочил с табурета. Разве этот подвиг нам, ныне живущим, ни о чём не говорит?
Двойные стандарты
– Вы один из тех редких дагестанских депутатов Госдумы, который хоть и находится в системе, в системной оппозиции, критикует происходящие в республике процессы. Как вы оцениваете современное развитие республики? Стало ли в Дагестане легче жить, вести бизнес, развиваться?
– Ситуация в Дагестане не меняется. Наверное, лично мне лучше было бы не критиковать, а хвалить. Это помогло бы решать свои вопросы, быть вхожим в различные кабинеты и быть на виду. Но так как я не считал возможным и ранее этого делать, то и сейчас не считаю нужным так себя вести. Меня очень беспокоит ситуация в Дагестане. Я помню, как вначале 2000-х говорил, что мы, к сожалению, остались на задворках цивилизации и прогресса. Раньше я, как пример, сравнивал потенциал Дагестана и Арабских Эмиратов, говорил, что мы имеем гораздо больше возможностей для экономического развития. У них малое количество населения и почти нет плодородной земли, а у нас три миллиона человек и есть плодородная земля, но, тем не менее, постоянно бедствуем, впадаем в хаос и прочее. То есть находимся постоянно в депрессивном состоянии.
Это не вина Васильева (главы РД – «ЧК»). Он пытается что-то сделать, в рамках своих возможностей… Но, к сожалению, те люди, которые выполняют его поручения, неэффективны. Я хочу сказать дагестанцам, тем, кто ждёт барина из Москвы, что долго придётся ждать такого, который приедет и сделает всё за самих дагестанцев. Хочу взять пример Чечни. Те, кто бывает там, говорят: «Такое впечатление, что война была не в Чечне, а в Дагестане». Чеченский народ смог ведь восстановить экономику, навести порядок, создать хорошие условия для будущего. Строятся мечети, дороги… Сравните, какую дорогу строят у нас за те же федеральные деньги, и строят у них. Качество дорожного покрытия… Я недавно был в Ведено, видел, как там. Посмотрите, в каком состоянии у них находятся кладбища, и в каком у нас. У нас ведь тоже мусульмане похоронены... Зайдите в подъезды. В некоторых из них такой вид, как будто бы там шла война. Но это же вина не Москвы! Исправить ситуацию можно так: перейти от любви к шальным деньгам и наживе к любви к своей Родине. Наши предки много воевали за свою землю, берегли её языки, обычаи, веру.
Кто-то что-то сказал в Чечне – у нас тут же возмущаются! А тут, в Дагестане, есть некоторые чиновники, приехавшие, к которым местные чиновники по полдня стоят за дверью, войти не могут, чтобы решить какие-то важные социально-экономические задачи республики. И все молчат. Всех это устраивает! Это двойные стандарты.
Я видел ситуацию и со знаком на границе Дагестана и Чечни. И мне далеко не понятно, для чего выехал туда многоуважаемый Владимир Иванов (руководитель АГП РД – «ЧК») и какие действия он предпринимал для улаживания ситуации. И почему довели до этого народ? А если бы в то время, когда там собрались возмущённые люди, какой-нибудь диверсант, представитель третьей силы, бросил гранату? И что было бы дальше?
И мне не нравится то, как вот такие политики ведут деятельность. Это что за деятельность такая, когда не могут освоить в дотационной республике 10 млрд рублей? В этом году и двадцать не освоят. И тут же этот дешёвый пиар с арестами чиновников и прочее…
– Вы считаете, что это всё-таки пиар?
– Я считаю, что это пиар. Россия по коррупционным рейтингам где-то на 138 месте. Ну, давайте уберём Дагестан… И будет она занимать где-то 137 место… Дагестан – не центр коррупции. Не из Дагестана в Москву пришла коррупция, а из Москвы в Дагестан.
– Но… с другой стороны, все те, кого арестовали – это, в принципе, те, кого вы в прошлом критиковали…
– Я критиковал не их. Я критиковал коррупционную систему, которая привела республику к тому плачевному состоянию, в которой мы сегодня находимся. Я критиковал Абдулатипова за его ненасытность и ту коррупционную систему, которую он создал. Он лично мне критиковал всех предыдущих глав, сам превзошёл всех их вместе взятых. Это я ему и в лицо сказал, и через СМИ… У могилы карманов нет. Зачем эти деньги, если ты ими овладел путём унижения всей республики, своего народа, подставив всех своих родственников?
…Что касается инвестиций в республику. Деньги не идут в Дагестан. Деньги не идут туда, где хаос. Они идут туда, где могут эффективно работать, где порядок и где чиновники не перемешаны с экономикой. А у нас всё перемешано: чиновник и криминал… Вчера он криминальный авторитет, сегодня депутат и влияет на что-то… В Дагестан инвестиции не пойдут. Тут не создано для этого никаких предпосылок.
– Ну, а что должно быть ещё создано? Чистят власть от коррупции, назначают новых людей…
– Одну секунду, отвечу! Вот вы говорите, что идёт борьба с коррупцией. Вот те чиновники, которые попали под эту борьбу, они десятилетиями сидели на своих должностях, или их родственники сидели. Правильно? Они десятилетиями возили откаты в Москву! Возили? Хорошо, борясь с коррупцией, почему посадили этого чиновника, но не посадили того, кому он возил деньги?
– Может, он не сдаёт своего куратора?
– Ну, вот видите, вам смешно, а ситуация не смешная. И говорит о двойных стандартах. Тут неприемлемы двойные стандарты. Если в Дагестане воруют миллиард, то в Москве воруют сто миллиардов! У одного в квартире нашли 10 миллиардов, у другого представителя другой службы по борьбе с коррупцией – 20 миллиардов. Ну это же смешно! С коррупцией нужно бороться как в Китае, к примеру. А то те, кто миллиарды ворует, тот над законом, а те, кто 50 или 100 миллионов своровал – их к ответственности привлекают… Они под законом, и на их головы надо мешки надевать, как на террористов. И распиарить на весь мир через телевидение, что вот идёт борьба с коррупцией в Дагестане. Это что такое?!
Чтобы это явление пресечь, народ должен иметь право избирать глав городов и районов, главу республики. Потому что без участия народа в этих процессах, без патриотизма, без чувств к своей Родине как вы собираетесь поднимать Дагестан? Вот Татарстан. Татары не позволили растащить Татарстан. Дагестанцы позволили растащить Дагестан. Но ведь Дагестан растаскивали не татары, не москвичи… Мы же это позволили!
Попробуй Москва прислать хоть шестым замом министра варяга в соседнюю республику! Его там не примут, и правильно сделают. У них возникнет вопрос: «А что, у нас нет грамотных специалистов?..» А у нас что? Испытательный полигон? Надо от этого отвыкать. Иначе какой Дагестан мы оставим своим детям?
О важном для «ЧК»
– И о важном уже для нас, газеты «Черновик». Мы обращались к вам как к депутату Госдумы с просьбой отреагировать на ситуацию с нашим коллегой, редактором отдела «Религия» Абдулмумином Гаджиевым. Насколько мы знаем, вы в данный момент входите в Комитет по безопасности и противодействию коррупции в Госдуме. Следовательно, вам, в какой-то мере, легче реагировать на такого рода обращения. Есть ли результат?
– Я поздно получил обращение от «Черновика» по поводу Абдулмумина Гаджиева. По нему мой депутатский запрос и ваше обращение ушли в соответствующие органы власти. Я должен в течение 30 дней получить ответы. Пока ответы я не получил. После этого ответа будем предпринимать соответствующие действия. Моя позиция такова: все должны находиться под законом, поэтому я буду контролировать ход этого следствия, смотреть, чтобы его права не нарушались.
Помимо вашего коллеги, есть и другая проблема: лица, поставленные на так называемый профучёт. Считаю, что это незаконная мера воздействия на людей. Предлагаю вам, как «Черновику», участвовать совместно со мной в устранении этого дефекта. Мы готовы рассмотреть обращения всех, кто находится на профучёте, чтобы понять, обоснованно он там находится или нет, по каким основаниям его туда включили… ]§[
____________________________________
1 Кейки-батыр (Нурмагамбет Кокембаев), воевал против властей Российской империи, а после 1917 года был участником басмаческого движения против советской власти. Был «мергеном» (снайпер, меткий стрелок), а также командовал отрядом «мергенов». 6 октября 2016 года череп Кокембаева был доставлен отдельным авиарейсом из Москвы в Астану.
- 56 просмотров