Дагестан: «бои без правил»

Конфликты последних месяцев и недель в Дагестане – это не конфликты между «традиционным» и «нетрадиционным» исламом, не борьба за позиции этих течений на общереспубликанском уровне, а противоборство вокруг конкретных мечетей. И даже самый беглый взгляд на сюжеты этого противоборства как раз подтверждает «безнормие» как диагноз для городской среды Дагестана.

Конфликт вокруг мечети на улице Котрова, одной из основных салафитских мечетей Махачкалы, в ноябре-декабре. Конфликт вокруг «Северной» салафитской мечети в Хасавюрте в феврале. Конфликт вокруг салафитской «Аэропортовской» мечети в Дербенте, разворачивающийся буквально сейчас. События во всех случаях развивались по-разному. В Дербенте и Хасавюрте «стартом» были уголовные дела против имамов, на Котрова (Махачкала) имам согласился добровольно уйти в отставку. На Котрова дело на данный момент закончилось закрытием мечети без какого-либо заметного противодействия, в Хасавюрте попытка закрыть мечеть привела к массовому митингу, сразу после которого она была вновь открыта.

Как должны вести себя по отношению друг к другу те прихожане, которые не имеют отношения к криминальным событиям, силовики, исламские структуры регионального уровня? Что эти стороны должны гарантировать друг другу? Как должна строиться коммуникация между ними?

Самый простой и, конечно же, верный ответ: всё должно быть по закону. Увы, в регионе, где нигилизм по отношению к российскому законодательству на протяжении многих лет демонстрировало большинство ключевых акторов, сам по себе этот ответ значит не очень много. А если в этом же регионе крайне ослаблены и традиционные механизмы неформального регулирования, возникает угроза того самого хаоса, в котором трудно будет искать «конца благого».

Пять лет назад одной из основных тем новостей из Дагестана были попытки начать диалог между Духовным управлением мусульман и группами верующих, не признающих его авторитета. Тогда пытались разработать некоторые правила взаимодействия между ними на общерегиональном уровне. Очень много написано о том, почему эта попытка не оказалась успешной. В любом случае сейчас видна срочная необходимость для другого: для выработки максимально чётких «дорожных карт» – согласующихся, разумеется, с законодательством – того, как может развиваться ситуация вокруг мечети в описанных выше критических ситуациях. Если этого сделано не будет, реальность «дикого поля» в самом крупном северокавказском регионе России может наступить быстрее, чем кажется. ]§[

Номер газеты