[ Что дальше? ]

Не унижайте меня заботой о моём пропитании: я позабочусь о себе сама.

В фундаменте любого государства лежит вера. Протестантская и католическая Европа, Великобритания, США, Китай, Индия, Саудовская Аравия… Элита этих государств выдвигалась на волне убеждений веры и национального самосознания. Хотите оппонировать мне примером Ататюрка, основателя светской Турции? Но Турция сегодня раздираема противоречиями, как когда-то Хазарский каганат: то ли она – Европа с её взросшими на почве христианства демократическими ценностями, то ли мусульманская Азия.
Всё как-то с ног на голову. Мы забываем, что элита – это производное от общества. Посыл к консолидации идёт от общества, лидеры же выдвигаются, потому что отвечают этим запросам. Никакая материальная идея, а тем более такая иллюзорная, как стратегия развития государства, не способна консолидировать ни общество, ни его элиту. Скажите мне, консолидирует ли мэра Хасавюрта Сайгидпашу Умаханова и главу Хасавюртовского района Алимсолтана Алхаматова стратегия развития РД? Ну наступил 2020 год – не достигли мы целей стратегии (или достигли, не суть важно) – дальше что? Рассыпется элита?
В Республике Дагестан нет никакой элиты, и в ближайшей перспективе тем более не может быть консолидированной элиты. Есть номенклатурная ротация кадров, управляемая Центром.
Настоящая элита вызревает в конкурентных условиях, выдвигается на авансцену истории тогда, когда существует угроза физического и духовного исчезновения нации, она её щит и даже пушечное мясо, если хотите.
Дагестанцы не римский плебс, которому нужно хлеба и зрелищ. Будущее есть только у свободного общества, в котором люди сами выдвигают из своего числа элиту, выставляют её как щит от внешних угроз, а о пропитании заботятся сами.  
Мы как-то не задумываемся о том, что если есть религиозный экстремизм, значит, есть и умеренные настроения верующих людей. А общество, «элита» которого сформирована под флагом исключительно материального благополучия, обречено на паразитизм и деградацию.
Непримиримых, говорят, нужно уничтожать. А примиримых, то есть умеренных, выходит, «кормить» стратегиями. Мы оскорбляем и уничтожаем себя как действительно единую нацию, когда игнорируем духовные ценности, лежащие в основе нашего коллективного самосознания.
Номер газеты