Быстрый год

Можно смело сказать, что политический 2013 год начался в декабре 2012-го, когда в социальных сетях и СМИ стали появляться сообщения о скорой смене руководства Дагестана. Эти сообщения вскоре сбылись – вместо тогдашнего президента, Магомедсалама Магомедова, во власть пришёл Рамазан Абдулатипов. Именно с его персоной можно связывать основные события уходящего года: зачистка в муниципалитетах, изменение принципов кадровой работы, постоянные перетасовки в правительстве Дагестана и Народном собрании… Всё это было. И если деятельность Рамазана Абдулатипова «Черновик» уже проанализировал, рассказав о ста днях его работы на посту президента республики, то в этом номере постараемся коротко напомнить о других, не менее важных политических событиях.

…В конце января 2013 года во главе республики, правда, в статусе врио, становится Рамазан Абдулатипов. На своём посту он сменяет Магомедсалама Магомедова, который указом Владимира Путина переходит на работу заместителем главы администрации президента России. Вместе с Магомедовым из дагестанской политики уходит командный принцип работы первого лица. Новый лидер – Абдулатипов – в первые же дни своего руководства заявляет, что «политикой будет заниматься только один человек», то есть он сам. Вернувшиеся вместе с ним в республику персоны, такие как Абусупьян Хархаров (практически весь период правления Магомедова был в Дагестане персоной нон-грата)  или депутат Госдумы, Хизри Шихсаидов, воспринимаются не столько как команда Абдулатипова, сколько как его помощники. Наличие рядом с Абдулатиповым владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова частью общества трактуется не совсем однозначно. Магомедова воспринимают не как потенциального инвестора в экономику Дагестана, а как серого кардинала, приведшего к власти Абдулатипова. Со временем такое восприятие исчезает…

В этот же период в социальных сетях появляются письма Рамазана Абдулатипова к президенту России, в которых, называя себя фронтовиком Путина, глава республики просит его о поддержке в проведении целого ряда преобразований и воздействии на наиболее брутальных местных политиков.

Рамазан Абдулатипов объявляет курс на очищение и омоложение власти. «Не должно быть такого, чтобы один и тот же человек находился на своей должности по 10–15 лет!» – говорит он и удаляет из правительства республики и прочих властных структур целый ряд знаковых фигур. К примеру, первого вице-премьера Низами Казиева, министра труда и соцразвития Исмаила Эфендиева, министра здравоохранения Ильяса Мамаева. Тогдашнего госсекретаря Такибат Махмудову перевели возглавлять министерство труда и соцразвития, а спустя несколько месяцев она покинула и этот пост. (Отметим, что с того времени должность госсекретаря так и осталась незанятой.) Абдулатипов, освобождая чиновников, заявляет, что они достойные люди и без работы не останутся. Своё слово он держит. Спустя какое-то время многие из тех, кого он попросил освободить должность, находят применение своим профессиональным качествам на других, менее заметных должностях.

Правительство за этот год успело смениться трижды. Назначенного премьером РД технократа Мухтара Меджидова в августе сменил финансист, Абдусамад Гамидов. Основной тезис таких пертурбаций заключается в абдулатиповском «Правительство за мной не поспевает!». Несмотря на чистки в правительстве, оно всё равно сохранило свой костяк, основанный, как предполагает «ЧК», не только на профессиональных качествах министров, но и на системе сдержек и противовесов в реальной политике республики.

В республике объявляется новый курс развития. Абдулатипов говорит не только о том, что надо открыть проезд для транспорта через центральную площадь республики, но и о разработке специально для Дагестана приоритетных проектов президента (ППП), которые должны регулировать все сферы жизнедеятельности, начиная с экономики (проект «Обеление экономики») и заканчивая подготовкой кадров. Новый глава РД ставит амбициозную задачу: привлечь любыми путями в экономику республики 300 млрд рублей. Со временем, когда федеральный центр к Абдулатипову поостыл, а инвесторы заняли выжидательную позицию, озвучиваемая сумма снизилась до 200 млрд рублей, но от этого более досягаемой не стала.

…Вообще, тема с дагестанскими магнатами – любимая в этом году для СМИ. Основные лакомые куски дагестанской экономики – аэропорт и морской порт – воспринимаются в авторитетных экономических изданиях России как некое поле битвы за владение ими между Сулейманом Керимовым и Зиявудином Магомедовым. В итоге оба порта так и находятся в некоем подвешенном состоянии: покупать долги «Авиалиний Дагестана» и участвовать в их развитии структуры Керимова не торопятся, а порт ожидает затянувшуюся предприватизационную подготовку (несмотря на то что его менеджмент постоянно присутствует на объектах). В этом же году (феврале) другой потенциальный инвестор, Ахмед Билалов, был уволен с должностей вице-президента Олимпийского комитета России и председателя совета директоров компании ОАО «Курорты Северного Кавказа».

В этом году упоминаемость в СМИ Сулеймана Керимова в связи с разного рода скандалами и происшествиями просто зашкаливала. Тут и падение «Анжи», причём не только как футбольной команды, но и как национальной идеи. Требования Абдулатипова, обращённые к Керимову, чтобы футболисты играли на родной земле, а в команде было больше дагестанцев, совпали с августовским скандалом вокруг ОАО «Уралкалий» и объявлением властями Белоруссии дагестанского магната в международный розыск…

Одним из ярких «дагестанских» событий в этом году, отразившим теневые методы борьбы за рынки, стала ситуация в Бирюлёво (Москва). В результате люди с «правильной» национальностью смогли забрать овощную базу у людей с «неправильной» национальностью.

Наверное, одним из главных вопросов в начале этого года был: «Удалит ли Абдулатипов Амирова?». 1 июня глава Махачкалы Саид Амиров был арестован по обвинению в организации убийства следователя, Арсена Гаджибекова. Вслед за Амировым были арестованы глава Каякентского района Ильмутдин Гамзаев и Кумторкалинского района – Руслан Тотурбиев. В отношении многих глав МО были возбуждены уголовные дела. Целый ряд глав МО по просьбе президента РД покинули свои должности. Отметим, что эта политика получила название «упорядочение, централизация власти».

В этом году в Дагестане (август) проходит масштабное событие: в республику привезли вещи, принадлежавшие пророку Мухаммаду (с. а. в.) и его сподвижникам. Выставка реликвий собрала сотни тысяч желающих посмотреть на них, причём не только дагестанцев, но и жителей других республик. Место посещения реликвий работало круглые сутки и, к счастью, несмотря на большое скопление народа, обошлось без жертв. По итогам выставки одна из реликвий – волос пророка Мухаммада – была передана на вечное хранение муфтию Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаеву. В рамках политических итогов года это событие мы выделяем особо, так как данное мероприятие усилило политические позиции как Абусупьяна Хархарова (его называют организатором и спонсором выставки), так и Ахмад-хаджи Абдулаева. Наличие на хранении реликвии придаёт ему дополнительную легитимацию в глазах суфийской части мусульман.

Конец года запомнился появлением в Дагестане четырёх территориальных округов и гибелью в Москве вице-премьера РД Гаджи Махачева.

 

P. S. Эти и другие события «Черновик» на протяжении года описывал в подробностях. В 2014 году, если верить разного рода экспертам, нас ждут перемены, связанные не только с Олимпиадой, но и экономикой, обновлением кадров и прочими событиями…  

Номер газеты