[ Братья-мусульмане? ]

В Дербенте 8 и 9 апреля на территории старейшей в России Джума-мечети произошли столкновения между двумя группами мусульман. В результате столкновений 24 человека получили ранения различной степени тяжести и 149 участников беспорядков были задержаны.

В Дербенте существуют 4 группы мусульман: шииты, лояльные ДУМД суфисты, мюриды шейха Сиражутдина-афанди Хурикского. Четвёртая группа представлена суннитской молодёжью, люди Хурикского называют их ваххабитами, а большинство дербентцев – «шах-салаховцами» (от названия родника и небольшого квартала Дербента – прим. ред.). Как рассказал «ЧК» Исамудин Саидов, имам мечети «Баб-уль-Абваб» (подконтрольной Хурикскому), инцидент начался ещё 8 апреля во время пятничного намаза. Саидов непосредственно командовал людьми Хурикского в этом конфликте, он – азербайджанец, уроженец села Хели-Пенджик Табасаранского района («азербайджанизированное» табасаранское село). Со слов Саидова: «Споры начались с того, кто встанет имамом во время пятничной молитвы, а ещё больше они разгорелись вокруг совершения после пятничной двух-ракаатной молитвы ещё и обеденной четырёх-ракаатной. Присутствовавшие в мечети ваххабиты стали угрожать нам». По мнению их противников, инициаторами конфликта выступили мюриды Хурикского. С их слов, конфликт спровоцировали мюриды несмотря на согласие имама «шах-салаховцев» Калимуллы Ибрагимова совершить после пятничной молитвы ещё и четырёх-ракаатную обеденную молитву. В пятницу драка продолжалась около 30 минут, но сильно никто не пострадал.

На следующий день, в субботу, к часу дня к мечети продвинулась группа мюридов Хурикского. Молящихся «шах-салаховцев» первоначально в мечети было человек 20, остальные подошли позже. В разгоревшемся побоище использовались ножи, дубинки, куски арматуры и топоры. По оценкам шиитов, сидевших в то время в укрытии, людей Хурикского там было человек 250, а «шах-салаховцев» – около 200. Массовая драка, развернувшаяся в Джума-мечети, длилась около полутора часов. Присутствовавшие там милиционеры получили ранения: двое – ножевые и ещё двое – тупыми предметами. Картина в мечети после «сражения» просто шокировала: лужи крови, сломаны минбар, древнее зеркало, скамьи.

Муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев 11 апреля выехал в Дербент для проведения встреч с участниками конфликта. Перед этим он посетил мэра Дербента Феликса Казиахмедова. На наш вопрос о возможном обострении межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Казиахмедов заявил, что силы, дестабилизирующие обстановку в Дербенте, находятся за его пределами, а участие самих дербентцев в этих событиях оценил как незначительное.

Затем муфтий и мэр побывали в Джума-мечети, где встретились с представителями шиитской общины – азербайджанцами (или магальцами, как они сами себя называют), которые заявили, что возмущены сложившейся обстановкой. Если имам шиитов Сейид-Хашим– хаджи Мижтеибов говорил жёстко, но в целом сдержанно, то другие представители шиитов были крайне эмоциональны. Директор ресторанного комплекса «Шахристан» Максум Рагимов заявил: «Мы не допустим неазербайджанцев (нешиитов) в мечеть в другие дни, кроме пятницы». Ещё резче высказался председатель СПК (бывшего колхоза) имени Гашима Казимова Али Ибрагимов: «Мы и сами в силе разобраться с этими бандитами. Мы больше не будем пускать их в мечеть. Мы устроим у входа «фэйс-контроль» (т.е. будут запускать в мечеть только людей, внешне похожих на азербайджанцев-шиитов – прим. ред.). Мы их будем гасить у входа в мечеть, если понадобится, мы и у них дома загасим их». По существу, было высказано намерение установить единоличный контроль над мечетью и магалом (кварталом Дербента) со стороны азербайджанской шиитской общины. На что мэр города ответил: «На каждую нацию тут мечетей не хватит». Муфтий предложил в целях эффективного изучения проблемы изложить все претензии и установить связь через имама мечети.

Интересно, что нагнетание страстей со стороны шиитов произошло после визитов в Дербент журналистов из Азербайджана. А до этого их лидеры, в частности шиитский имам Джума-мечети, всячески отрицали наличие каких-либо проблем с религиозными экстремистами и властями города. Это наталкивает на мысль, что это нагнетание страстей – продукт влияния госаппарата РА, дабы показать ущемление азербайджанцев в Дагестане, как контраргумент на заявления дагестанцев об ущемлении их интересов в Азербайджане.

Затем муфтий РД и мэр Дербента посетили мечеть «Баб-уль-Абваб», подконтрольную шейху Сиражутдину Хурикскому. В ходе беседы Сиражутдин-афанди изложил своё видение сложившейся ситуации. Во-первых, он категорически не согласился с тезисом о принадлежности шиитам Джума-мечети. Во-вторых, он заявил о намерении снять всех имамов Юждага, не оправдавших доверие (его), и заменить их выбранными самими джамаатами. В-третьих, Хурикский заявил, что собирается и в дальнейшем принимать любые действия, какие посчитает необходимыми для противодействия ваххабитам. На вопрос, знает ли он тех, кто является организатором и руководителем религиозных экстремистов, последовал ответ, что их прекрасно знают сидящие здесь же начальники ГОВД и ОУФСБ города Дербент. И, наконец, в эмоционально-возбуждённой форме Хурикский призвал муфтия учитывать в работе специфику Южного Дагестана: «Не тяни на себя одеяло. Это Юг. Там, на Севере, – Саид-афанди, здесь – я». ]§[

Номер газеты