зНАКовая неделя

Национальный антитеррористический комитет (НАК) на неделе отрапортовал о раскрытии убийства шейха Саида Афанди Ацаева (Чиркейского), совершённого в августе этого года путём самоподрыва смертницы. В результате масштабных оперативно-поисковых мероприятий в Унцукульском и Гумбетовском районах задержаны трое предполагаемых организаторов.

Задержание Шихмирзы Лабазанова (на фото), Магомедали Амирханова и Магомеда Гаджиева, по утверждению НАК, стало логическим завершением оперативно-следственных мероприятий, которые продолжались четыре месяца. Ровно столько времени прошло с тех пор, как смертница Аминат Курбанова (Алла Сапрыкина) под видом паломницы пришла в дом шейха Саида Афанди Чиркейского и замкнула контакты самодельной бомбы, прикреплённой к телу. Помимо шейха, в тот день погибли ещё шесть человек.

На официальном сайте антитеррористического комитета отмечается, что арестованные дали признательные показания о совершённом преступлении, то бишь организации убийства религиозного деятеля и его посетителей. 

В спецслужбе полагают, что молодые люди находились в составе гимринской (одной из самых боеспособных на территории Дагестана – «ЧК») группы боевиков под руководством Ибрагима Гаджидадаева

На оперативной съёмке Шихмирза Лабазанов говорит, что отвёз Сапрыкину до места совершения теракта на внедорожнике «Тойота-Прадо», а спустя некоторое время всех троих, жёстко скрутив руки, ведут в зал суда, где судья зачитывает меру пресечения.

Однако вернёмся на 4 месяца назад. 

Через 3 дня после взрыва в Чиркее правоохранительные органы сделали заявление о том, что вышли на след организаторов убийства шейха. Но ни нынешние задержанные, ни гимринская диверсионная группа тогда не фигурировали в деле. Куратором Сапрыкиной, равно как и организатором столь дерзкого покушения, был назван уроженец Белгородской области Алексей Пашинцев. А после того как Абдул Малик Аль Руси (так себя называл перебравшийся в Дагестан в январе этого года Пашинцев) выступил с видеообращением, вроде бы не осталось никаких сомнений, что к гибели Чиркейского причастны боевики буйнакского джамаата.

Согласно собранной силовиками информации, именно Аль Руси незадолго до теракта в Чиркее возглавил буйнакский сектор и систематически информировал лидера дагестанского фронта Рустама Асильдарова как о ходе обычной диверсионной работы на вверенном участке, так и о подготовке бывшей солистки театра Сапрыкиной к роковому дню. Предполагалось, что она прошла предсмертную подготовку в группе «Риядус-Салихийн» (Сады праведников – с арабского. – «ЧК»). Данная группа действует на территории Северного Кавказа с 2001 года. Её основателем был Шамиль Басаев. Впрочем, «Риядус-Салихийн» взял на себя и террористические акты с использованием смертников в других регионах страны, в частности, после взрывов в аэропорту Домодедово и станциях московского метро «Парк культуры» и «Лубянка» в 2010 году.

Кстати, количество посягательств на сотрудников правоохранительных органов и представителей власти в Буйнакском районе за последние полгода возросло в разы, что, возможно, и является мерилом активности нового лидера.

Но странно тут другое. Уже доподлинно известно, что последние несколько месяцев своей жизни Аминат Курбанова проживала в селе Комсомольском. 28 августа она поехала в Кизилюрт, а оттуда на такси выехала в Чиркей. Причём сразу после теракта в доме Саида Афанди следователи активно допросили таксиста и досконально восстановили хронологию событий.

Бразды расследования убийства Чиркейского взяло на себя Главное следственное управление СК РФ по СКФО и, разумеется, опытные дагестанские сыщики. В минувшем октябре в Каспийске было совершено покушение на следователя по особо важным делам СУ СКР по РД Нурлана Ашурбекова, который занимался расследованием теракта в Чиркее. Бронированный автомобиль спас жизнь следователю, хотя он и получил ранение в руку. Единственной версией покушения, что не удивительно, была служебная деятельность Ашурбекова, а в приоритете его участие в следствии по делу об убийстве шейха. Спустя неделю в Махачкале, на проспекте Гамидова, были убиты двое людей. В одном из них опознали Артура Магомедова (Халид), который, по утверждению силовиков, был причастен к покушению на Ашурбекова. Впрочем, имело место и другое утверждение, якобы Магомедов и его спутник были убиты, дословно – «при оказании активного вооружённого сопротивления…». Однако происшедшее было заснято на авторегистратор проезжавшего мимо маршрутного такси. Водитель выложил ролик в Интернет. Там отчётливо видно, как из внедорожника выходят вооружённые люди и стреляют в спину двум прохожим. Те упали, даже не успев оглянуться. Примечательно, что, по версии силовиков, Артур Магомедов был командиром спецбатальона боевиков и непосредственно подчинялся Рустаму Асильдарову. О том, что к убийству Саида Афанди могли быть причастны члены гимринской группы, тогда никто не говорил…

Балаханские узоры

 

Так получилось, что мы узнали о задержании Лабазанова, Амирханова и Гаджиева одними из первых в республике. В тот день корреспонденты «ЧК» находились в рабочей командировке в селе Балахани. Всё, по словам близких, походило на похищение. Всех троих взяли практически в одно и то же время. Следуя наработанной практике, родственники тут же сообщили о случившемся в правозащитные организации.

Примечательно, что сразу после сообщения об их задержании около трёхсот единиц бронетехники, всю последнюю неделю дислоцировавшихся в Балахани, пришли в движение. Через час, на удивление уже привыкших к БТРам и «Уралам» местных жителей, техника покинула село. Результатом их пребывания здесь стал пожар, который уничтожил около двух десятков гектаров пастбищ и хвойного леса, а также несколько связок домашней горской колбасы. Если верить жителям, то военнослужащие, проводившие обыски в домах, не позволяли себе грубостей и хамства, как это не раз бывало ранее. Но... «Военные говорили, что ищут в селе троих боевиков, однако скрысили только колбасу», – с улыбкой на лице сказал один балаханец.

За неделю ничего подозрительного в Балахани не нашли

По данным нашего источника в силовых структурах, последняя операция была связана с поиском кадия Вилайата Дагестана Магомеда Сулейманова. Напомним, что он является уроженцем села Гимры, где за последние полгода дважды проводились масштабные контрольно-профилактические мероприятия силовиков с привлечением сотен единиц бронетехники.

В беседе с нами источник близкий к НАК сообщил, что члены гимринской группы в течение трёх месяцев были на разработке. Причастность к покушению на Саида Афанди боевиков, подконтрольных Аль Руси, источник отверг.

Немаловажным является и тот факт, что подозреваемых взяли живыми. Как правило, в подобных случаях исход был один – контртеррористическая операция, убитые боевики, которые впоследствии объявлялись виновными в том или ином преступлении, чаще – в посягательстве на высокопоставленных сотрудников силовых структур и представителей власти. Не исключено, что Лабазанова, Амирханова и Гаджиева взяли живьём только потому, что задержание санкционировала Москва или как минимум Главк СК по СКФО.

Судебный процесс по данному делу, скорее всего, начнётся не раньше весны следующего года.

Как утверждает НАК, группа, в которую входили задержанные, причастна к совершению общеуголовных преступлений: грабежей, разбойных нападений и вымогательства денежных средств на территории ряда областей центральной части России, которые затем направлялись ими на финансирование диверсионных групп, действующих на Северном Кавказе.

«В частности, 28 января 2012 года в городе Видное Московской области они совершили похищение гражданина Юрия Сурлевича с целью последующего его выкупа родственниками за материальное вознаграждение. Остановив его Range Rover, боевики под угрозой оружия пересадили бизнесмена в свой автомобиль и увезли в частный дом в селе Мещерское Чеховского района Подмосковья, где приковали наручниками к батарее. За освобождение Сурлевича похитители требовали у его родственников 500 млн руб., которых у семьи не было. Бизнесмен провёл в плену около трёх месяцев, а в апреле этого года освободился сам, ранив двух боевиков из случайно забытого ими автомата», – говорится в сообщении комитета. Это обстоятельство, на наш взгляд, может позволить нарушить территориальную подсудность совершённого преступления.

И судебный процесс по делу об убийстве Саида Афанди в этом случае может состояться в Москве. На прошлой неделе в республике произошло ещё два громких убийства – главы села Карамахи Абакара Сулебанова и заместителя начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РД Хизри Джабатырова.

 

Нашли, поговорили, убили

 

Нападение на подполковника связывают в основном с его работой. Вечером 9 декабря в его дом в посёлке Новые Тарки ворвались четверо неизвестных в масках. Сначала связали его супругу и сына, а подполковника вывели в другую комнату. Как нам пояснили в Следственном управлении СК РФ по РД, сначала между ними состоялся какой-то разговор, после которого по нему произвели несколько выстрелов из пистолета. Офицер был ещё жив, когда нападавшие скрылись с места происшествия. Супруга сумела высвободить руки из верёвок и позвонить знакомым.

Но Джабатыров скончался по пути в больницу от полученных ранений в голову и грудную клетку. С собой киллеры унесли золотые изделия стоимостью 20 тысяч рублей. Скорее всего, украшения они взяли для отвода следов. Известно, что подполковник занимался громкими коррупционными преступлениями, совершёнными в последнее время. Вполне возможно, что кто-то (не из робкого десятка) решил «остановить» офицера и нашёл столь радикальный способ для этого…

Череда зверских убийств жителей республики, продолжающаяся несколько лет подряд, показывает полную недееспособность силовиков в плане поимки преступников. Даже привлечение собак и объявляемый после каждого убийства план «Перехват» не приводят к результатам. Эффект нулевой. Сыщики ловят убийц лишь тогда, когда скрытая камера видеонаблюдения, установленная в доме, фиксирует лица преступников. Раскрываемость у нас увеличится, когда у каждого дома будет установлен хоть маленький видеорегистратор (подробнее о программе «Безопасный город» читайте на стр. 12–13).

7 декабря на федеральной трассе вблизи села Агачаул был найден обстрелянный автомобиль «Тойота-Камри». В салоне обнаружили двух убитых: Абакара Сулебанова (в прошлом президент Федерации самбо и дзюдо Дагестана) и его племянника Джабраила Сулебанова – личный водитель и охранник. Немаловажный факт из биографии главы села: он приходился двоюродным братом главе Минстроя республики Абакару Акаеву. До того как занять чиновничье место в 2010 году, Сулебанов руководил Махачкалинским хлебозаводом №2. Именно с этой деятельностью следствие связывает одну из версий убийства. По некоторым данным, до настоящего времени у Сулебанова оставались активы в этом бизнесе. Кроме того, разрабатываются и другие версии – личные неприязненные отношения и деятельность на посту главы. За время работы он успел решить земельные вопросы многих своих односельчан, в частности, выдал участки возле Талги, где уже более двадцати лет проживают выходцы из Карамахи.

Следователи предполагают, что погибшие были знакомы со своими убийцами и вместе с ними съехали с трассы для разговора. По словам карамахинцев, у убитого не было конфликтов с кем-либо. Отметим, что в 1996 году также в дороге был застрелен прежний глава Карамахи Ахмед Атаев

Номер газеты