Понедельник, 17 сентября, оказался богатым на события криминального характера. Сразу в нескольких географических точках республики работали как силовики, так и боевики. Если первые ликвидировали в Кизилюрте (Раппани Халилова), Хасавюрте (членов банды Абидова), а затем и в Махачкале, то вторые резко активизировались в Буйнакском районе и совершили похищение местного лесника Саидгусейна Раджабова. По неофициальным данным, похитители взяли на себя ответственность за убийство замначальника Буйнакского РОВД Абдулмажида Расулова…
В п. Сулак Кизилюртовского района 17 сентября в ходе масштабной спецоперации был убит один из самых опасных и одиозных членов НВФ, ответственный за дагестанское направление Раппани Халилов. Для этого понадобилось около 10 единиц бронетехники, в том числе танк Т-90, объединённая группировка сил УФСБ по РД и МВД по РД, а также привлечение подразделений МО РФ, дислоцированных в г. Буйнакске и Чеченской Республике.
Несмотря на то, что руководство силовых ведомств заявляло, что данная спецоперация начиналась с обычной проверки оперативной информации о наличии в частном доме боевиков, в это было трудно поверить, так как на квадратный метр сулакской земли приходилось по одному сотруднику спецслужб. Всё это в совокупности говорило, что к спецоперации долго готовились.
Штурм дома, где, по оперативной информации, засели Раппани Халилов и его пособники, готовился ещё с позднего вечера воскресенья.
Как рассказывают местные жители, проживающие в непосредственной близости от того дома, где были заблокированы боевики, их эвакуировали под покровом ночи. Затем к 6 часам утра, когда начался непосредственный штурм дома № 18 по ул. Прогресс, в посёлок уже были стянуты около сотни бойцов Управления «В» ЦСН ФСБ РФ («Вымпел»). Прикрывали действия спецназа бойцы дагестанского ОМОНа. В посёлок было подтянуто и несколько БТРов. Место спецоперации находилось в двойном кольце оцепления.
Есть сведения, что из дома, где находился Раппани Халилов, перед началом штурма вышла молодая женщина с ребёнком (предположительно супруга Халилова).
На предложение сдаться боевики ответили автоматными очередями, и штурм начался. Несколько раз бойцы спецназа пытались с боем взять одноэтажное здание, но без успеха. Дом с боевиками загорелся: по строению несколько раз выстрелили из огнемёта «Шмель».
Начавшийся бой показал степень подготовки боевиков к штурму, что признавали и силовики. Так, в самом начале штурма пробивший ворота дома БТР провалился передней частью в тоннель, прорытый под домом и соединявший его с соседним домом.
О численности боевиков, которые, отстреливаясь, перебегали из одного дома в другой, на момент проведения операции сказать точно никто не мог, но разные источники называли разные цифры, которые варьировались от 2 до 9 человек. В ходе первых безуспешных попыток взять дом штурмом лёгкие ранения получили два сотрудника ФСБ.
Вскоре стало ясно, что такая тактика результатов не приносит. Было принято решение применить тяжёлую технику. К 13 часам из группировки ВВ, дислоцированной у Герзельского моста, что на границе ЧР и РД (40 км от места спецоперации), прибыли три БМП. Через полчаса начался очередной штурм дома.
В секторе стрельбы штурмующих оказался оперативный штаб спецоперации. Несколько осколков от разорвавшихся снарядов упали меж чиновниками от силовых ведомств. Чудом никто не пострадал. Было принято решение о переносе штаба в более безопасное место, а именно – в будку ожидания рейсового автобуса.
Попытка штурма бронетранспортёрами тоже оказалась неудачной, и было принято решение дождаться направлявшейся из расположения 136-й мотострелковой бригады, (г. Буйнакск), к месту боя танка Т-90. Всем наблюдавшим за ходом спецоперации стало ясно, что боевиков, засевших в доме, будут «утюжить». Вслед за танком к месту боя прибыл и военком РД Магомед Тинамагомедов. Пронёсшийся на своей служебной «волге» по посёлку с той же стремительностью, с которой военком прибыл, он, поприветствовав силовиков, убыл обратно. В общем, если говорить о персонах, «засветившихся» на месте боя, то тут были почти все замы министра ВД по РД (сам министр ВД по РД Адильгерей Магомедтагиров в отпуске). В их числе и два прикомандированных: Сергей Ченчик и Владислав Смирнов, отгонявший СМИ от горячей точки. Но внимание журналистов больше привлекал недавно назначенный начальник УФСБ по РД Вячеслав Шаньшин, следивший за ходом операции в стильном костюме и в головном уборе цвета хаки.
Ближе к 17:00 по тому, как утихли звуки орудий (а прибывший танк уже несколько раз прошёлся по дому, из которого на протяжении почти 12 часов вели огонь бандиты), казалось, что операция закончилась. Но не тут-то было. Боевики, засевшие в доме, дали «последний бой». Так, выбежавший из-под завалов оставшийся в живых боевик открыл огонь и даже успел бросить гранату под танк, но был сражён ответным огнём сразу из нескольких точек.
Ещё до 18:00 с места боя доносились автоматные очереди, а последним аккордом, по которому стало понятно, что операция окончена, стал подрыв фугаса (4 кг в тротиловом эквиваленте), заложенного силовиками на всякий случай, во избежание необоснованных потерь. После чего к работе приступили минёры и оперативно-следственная группа. Для извлечения тел боевиков из-под разрушенного до основания дома подогнали бульдозер.
По окончании спецоперации начальник УФСБ по РД Вячеслав Шаньшин и и. о. министра ВД по РД Магомед Ибрагимов дали небольшую пресс-конференцию. На ней они сообщили, что о конкретных данных (численности и личностях боевиков) говорить пока рано. Информация будет после разбора завалов и опознания трупов.
На следующий день уже в здании УФСБ РФ по РД был организован брифинг (успешно обошедший наше издание. – Прим. ред.), на который были приглашены только отдельные, в основном телевизионные, СМИ.
Начальник УФСБ РФ по РД Шаньшин сообщил, что в ходе разбора завалов дома были обнаружены трупы Раппани Халилова и уроженца г. Закаталы Республики Азербайджан Наби Набиева. По словам Шаньшина, боевиков опознали их подельники, задержанные ранее. «Спецоперация по выявлению местонахождения Халилова и его нейтрализации продолжалась около двух лет. Благодаря совместным усилиям МВД и ФСБ удалось установить его местонахождение», – заявил главный чекист Дагестана.
Было отмечено, что Халилов являлся представителем террористической организации «Аль-Каида» на Северном Кавказе. По словам Шаньшина, «на совести Халилова и его приспешников теракт в Каспийске в 2002 г. во время празднования 9 Мая, подрыв жилого дома в Буйнакске, десятки убитых и раненых военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Халилов и подчинённые ему бандиты занимались разбоями, грабежами, похищениями людей с целью выкупа... Назначен ряд экспертиз, в том числе генетическая и дактилоскопическая, которые должны подтвердить гибель Халилова. Но я думаю, что это можно утверждать со 100-процентной вероятностью: он был опознан как по фотографиям, так и его пособниками».
А в это время в Махачкале...
Активность силовиков проявилась и 20 сентября. В Махачкале на ул. Магидова, 15 (пересечение с ул. Гаджиева) прошла очередная совместная спецоперация МВД по РД и УФСБ РФ по РД. Что примечательно, блокировал боевиков и вёл штурм спецназ ФСБ, а не дагестанский ОМОН (он находился в оцеплении), как часто было раньше. После того, как к заблокированному дому подъехал БТР, начался штурм. Были слышны автоматные очереди и громкие взрывы, после которых крыша дома загорелась. После непродолжительного штурма стрельба прекратилась. Есть сведения, что в доме были заблокированы Омар Шейхулаев и Шамиль Гасанов (который уже один раз 12 января 2007 г. был «убит». Об этом в своё время заявил зам министра МВД РФ Аркадий Еделев). К моменту подписания «ЧК» в номер один из боевиков был убит. Бой со вторым продолжался. Можно ли волну спецопераций в РД связывать с назначением на пост начальника УФСБ РФ по РД Вячеслава Шаньшина, сказать трудно. Однако, если вспоминать приход три года назад экс-начальника УФСБ РФ по РД Николая Грязнова, то он свой приход отметил штурмом нескольких домов по пр. Акушинского, где был убит троюродный брат известного террориста Расула Макашарипова. ]§[
- 2 просмотра