[ Виновен – и точка? ]

В пятницу, 14 мая, после вмешательства правозащитников и ряда публикаций в СМИ из СИЗО Махачкалы освободили Пахрудина Абдуллаева, задержанного ещё в середине апреля в с. Кара-Тюбе, Бабаюртовского района. Сейчас с него сняты все обвинения. Теперь возникает вполне резонный вопрос: кто будет отвечать за то, что в течение месяца человек незаконно удерживался в неволе?

15 апреля в Кара­Тюбе прошла контртеррористическая операция. По её окончании в Бабаюртовский РОВД были доставлены 17 человек, в том числе и три женщины. (Эту группу людей почти четверо суток незаконно продержали во дворе отдела. Сейчас в отношении виновных милиционеров инициируется возбуждение уголовного дела.) Одновременно сотрудниками ЦПЭ при МВД по РД был задержан житель села, брат хозяина дома, который штурмовали силовики, – Пахрудин Абдуллаев. Его увезли в Кизляр, где предъявили обвинение по подозрению в причастности к теракту 30 марта и хранении оружия. По словам родных, оружие было подброшено в его дом в ходе обыска, проводившегося три раза. Первые два не дали результатов, и проводившие обыск даже сообщили об этом по рации своему начальству, а потом вновь пришли, но уже с понятыми, и «нашли» боеприпасы.
Пахрудина, находившегося в ИВС Кизляра, некие оперативники несколько раз вывозили на допрос, правда, при этом не били. 3 мая его в очередной раз куда­то вывезли, и родные, не сумев выяснить его местонахождение и опасаясь за его жизнь, обратились в правозащитные организации «Правозащита» и «Мемориал». Оттуда сигнал об исчезновении Абдуллаева дошёл до первого вице­премьера дагестанского правительства Ризвана Курбанова – и буквально в тот же день, 6 мая, после вмешательства вице­премьера Абдуллаева «нашли» в ИВС Махачкалы.
Как говорит адвокат Абдуллаева Муса Сусланов, из ЦПЭ следователю Арсену Гаджибекову, расследовавшему дело в отношении Абдуллаева, пришла справка, что в Центре нет информации о его причастности к теракту в Кизляре: «Следователь оказался добросовестным и вынес постановление о его освобождении. А касательно гранат, так тут следователь вообще заявил, что отправит материалы обратно в Бабаюртовский РОВД и пусть те, кто подкинул гранаты, сами разбираются, что с ними делать». Как резюмировал защитник, родственники Абдуллаева знают, кто постарался насолить парню. «Но пока они не могут об этом сказать открыто», – говорит адвокат.
Первый адвокат Абдуллаева – Патимат Абдуллаева, – комментируя дело, призналась, что удивлена положительным исходом. По её словам, после предъявления обвинения не было сомнений, что его посадят, тем более что крену в сторону обвинения содействовал и судья кизлярского городского суда Юрий Резник, давший санкцию на арест Абдуллаева. При этом, как отмечает адвокат, оснований для заключения под стражу не было. Такая практика применяется судами повсеместно. Хотя адвокаты обоснованно отстаивают позицию задержанного, судья, не колеблясь, выносит решение о применении меры пресечения – арест, а потом обвинительный крен присутствует и в приговоре. «Что говорить, если на совещании судей им дают указание не выносить оправдательных приговоров?» – недоумевает адвокат.
С адвокатом Абдуллаевой согласны многие её коллеги, отмечающие, что судьям дана негласная установка не выносить оправдательных приговоров, особенно в отношении лиц, обвиняемых в участии в НВФ.
P. S. 11 мая 2010 года президент РД Магомедсалам Магомедов на совещании с главами силовых структур республики сказал, чтотолько в прошлом году государство выплатило сумму в размере 183 млн рублей за вред, причинённый в связи с незаконным привлечением граждан к уголовной ответственности.
Номер газеты