[ В поисках «врагов» ]

«В Южном Дагестане собрались сходы против экстремистов» – под таким заголовком 1 ноября в РИА «Дагестан» прошло сообщение о сходах жителей некоторых сёл Южного Дагестана, на которых собравшиеся резко осудили последние действия экстремистов в этом регионе.

Как передаёт агентство, собрания прошли в таких населённых пунктах, как Луткун, Кака, Чепер и Ново-Усур. Активное участие в сходах принимали местные работники правоохранительных органов. По данным РИА «Дагестан», собравшиеся жители «одобрили политику, проводимую президентом и правительством республики, и резко осудили действия экстремистов, террористов, которые не так давно предпринимали попытки дестабилизации обстановки в Южном Дагестане».
На самом деле, информация о южных рубежах республики всё чаще мелькает на новостных лентах, причём основной её массив касается проведения очередной силовой спецоперации по уничтожению боевиков или задержанию их пособников.
Если ранее такого рода сообщения поступали только из северной части Дагестана, Буйнакской зоны и Махачкалы, то теперь всё в корне изменилось: юг Дагестана, а также Карабудахкентский, Левашинский и Сергокалинский районы всё чаще фигурируют в сводках новостей о нападениях на силовиков и спецоперациях.
Очевидно, что действия местных властей, инициирующих такие сходы, – политика недальновидная. Местное население, даже её малая часть, видя такую поддержку, может начать искать врагов самостоятельно. Всё это может вернуть Дагестан в 1937 год. Теперь получается, что районные власти, чтобы отчитаться перед верхами об активной работе по борьбе с «неблагонадёжным элементом», проводят подобного рода сходы. А местные силовики составляют списки неблагона-
дёжных, в том числе и из тех, кто не участвует в таких сходах. Попутно в них в качестве экстремистов попадают те, на кого у соседа имелся «зуб». Попавших в списки методично обрабатывают. Время от времени доставляют в РОВД, и часть из них, уже озлобленных, рано или поздно оказывается в лесу.
Дурной пример заразителен. К чему привели подобные действия в селениях Гурбуки и Губден? Сёла разделились на два лагеря. Одни ненавидят других. И в любой момент при умелом вмешательстве заинтересованных лиц может начаться бойня между сельчанами, грозящая выйти за пределы сёл. Уже сейчас она провоцируется. Так, без видимых на то оснований (просто якобы для профилактической беседы) в ОВД (после обстрела колонны МВД 21 октября в Карабудахкентском районе, где министерство потеряло пятерых своих сотрудников) доставили порядка 40 сельчан, и в их числе оказались и лояльные властям, и даже поддерживавшие их политику сельчане. В обоих сёлах люди живут в обстановке взаимной нетерпимости. Год назад из с. Гурбуки были выселены четыре так называемые ваххабитские семьи: акция была поддержана властями. А в подарок гурбукинцам было обещано построить поликлинику в селе.
Комментарий «ЧК». Анахроничные методы работы, строящиеся на доносительстве и втягивании широких масс в идеологические конфликты, ведут самым прямым образом к гражданской войне, потому что они имеют свойство длиться едва ли не бесконечно. Что касается населения в целом, то совершенно нелепо требовать деликатного подхода и глубоких знаний предмета спора от склонной к неконтролируемым эмоциям толпы обывателей.
Номер газеты