[ Убийства по форме ]

Череда посягательств на сотрудников милиции произошла за прошедшую неделю в столице. Хроника этих случаев в республике пополняется каждую неделю, а отсюда и ошеломляющая статистика: 36 сотрудников убиты и 67 ранены за этот год.

Первая атака на патруль ППСМ произошла в Махачкале 28 ноября. Ближе к 9 часам вечера на пересечении проспекта Акушинского и улицы Атаева (в сотнях метров от Кировского РОВД столицы) в момент проезда милицейского УАЗа сработало заложенное на обочине дороги, под теплотрассой, взрывное устройство, начинённое поражающими элементами (болтами, гайками, кусками арматуры). Специалисты оценили его мощность в семь килограммов в тротиловом эквиваленте. Сотрудников милиции, находившихся в авто, спасла случайность: они не успели доехать до опасного участка, и весь удар от бомбы (взрывная волна, осколки) приняли на себя припаркованная у обочины «девятка» и проезжавший мимо «мерседес». В результате взрыва «уазик» отбросило в сторону, что ещё раз подтверждает большую силу заряда, взрывная волна от которого дошла до центральной части города.
Менее удачливыми оказались случайные прохожие, находившиеся в момент взрыва в периметре поражения. С тяжёлыми ранениями в больницу был доставлен хозяин автомойки, расположенной неподалёку, ещё двое прохожих получили лёгкие ранения.
Второе ЧП произошло в ночь на воскресенье, 30 ноября. В спальном районе Махачкалы, на пересечении улицы Гагарина и проспекта Гамидова, разгорелся настоящий бой, и опять целью нападавших были сотрудники ППСМ. По имеющейся информации, к патрульному УАЗу с тремя милиционерами, стоявшему на перекрёстке, подошли двое неизвестных и открыли стрельбу на поражение, после чего стали убегать. В этот момент один из раненых милиционеров пустил очередь в сторону убегавших и ранил одного из них в живот. Как сообщил источник в УФСБ Дагестана, к злоумышленнику подбежал его сообщник, который после короткого диалога выстрелил ему в голову, тем самым осложнив последующее опознание тела. Очевидцы события видели, как с места на большой скорости сорвался серебристого цвета ВАЗ-2109, на котором, предположительно, скрылись оставшийся в живых нападавший и его сообщник. У убитого был изъят автомат Калашникова и пистолет кустарного изготовления. На следующий день после инцидента стрелявший был опознан: им оказался житель Кизилюрта  Ризван Курбанов,1992 г. р. По данным ФСБ Дагестана, Курбанов, ученик 11 класса, ушёл из дома месяц назад, заявив родным, что идёт на джихад.
Все три милиционера, находившиеся в УАЗе, погибли (22-летний милиционер-водитель Якуб Адильбиев, 31-летний старший сержант Микаил Курбанов и 29-летний сержант Вагиф Рамазанов), причём один из них умер на операционном столе.      
Ещё два нападения случились в ночь на 2 декабря. Преступники действовали профессионально: возле участкового пункта милиции по пр. Акушинского из проезжавшей мимо автомашины был расстрелян старший участковый уполномоченный милиции ОВД по Кировскому району майор Резидин Гайдаров. Как оказалось впоследствии, это был маневр, использованный для привлечения других милиционеров. Так, через 20 минут после убийства майора, когда к месту происшествия прибыли его коллеги, прогремел взрыв, мощность которого, по оценкам специалистов, составила шесть килограммов в тротиловом эквиваленте. Спас милиционеров, находившихся на месте преступления, милицейский УАЗ, припаркованный как раз у того места, где была заложена бомба. В результате подрыва четыре сотрудника получили ранения различной степени тяжести, сейчас их состояние оценивается врачами как стабильное.
Практически в это же время, но на другом конце города (на проспекте Гамидова), милицейский наряд попытался остановить белого цвета ВАЗ-2107. Но требование остановиться водитель проигнорировал и попытался скрыться. Началась погоня. На улице Ахундова водитель «семёрки» не справился с управлением и врезался в стену частного дома. Пассажиры авто попытались скрыться, но были застигнуты работниками милиции. Завязалась перестрелка, в результате которой один из отстреливавшихся был убит. Двум другим, находившимся в авто, удалось скрыться.
Происшествие для СМИ прокомментировал первый замминистра ВД по РД Валерий Жернов. Офицер рассказал, что из авто был изъят целый арсенал оружия, а убитый (опознанный впоследствии как Джабир Камалутдинов) и его сообщники, предположительно, являются членами диверсионно-террористической группировки, действующей в Махачкале, и причастны к недавним посягательствам на жизнь милиционеров.
Нужно отметить, что имя Джабира Камалутдинова уже фигурировало в СМИ. В феврале родственники Камалутдинова провели митинг на центральной площади республики. По словам митинговавших, Джабир был похищен неизвестными людьми в масках. Через несколько дней он нашёлся. Тогда же Камалутдинов дал пресс-конференцию, заявив, что его похитили сотрудники какой-то правоохранительной структуры, последние его били и оказывали на него психологическое давление. Семья Камалутдиновых – выходцы из с. Тануси Хунзахского района (родина президента РД Муху Алиева.). Кроме того, Камалутдинов являлся родным племянником Багаутдина Магомедова, основоположника дагестанского салафизма.

 

Комментарий «ЧК»

Нужно отметить, что только за ноябрь в Дагестане были убиты семь сотрудников милиции. А за первые дни декабря число убитых пополнилось ещё четырьмя фамилиями. При этом сами посягательства случаются почти каждый день. А объектом нападений становятся в основном сотрудники участковой службы, ППСМ и ДПС МВД по РД, стоящие на постах или патрулирующие свои участки. Такой выбор очевиден: эти работники – лёгкая мишень для преступников (у них нет охраны, передвигаются они не на бронированных авто). Вероятно, цель этих нападений – деморализация боевого духа сотрудников МВД. Об этом говорит убийство ранним утром 19 ноября на выезде из посёлка Ленинкент оперативного дежурного из соседнего посёлка майора милиции Шамхала Абдулмуталимова. Коллеги покойного уверены, что офицер был убит только из-за милицейской формы, и на его месте мог оказаться любой другой милиционер. Так же 26 ноября был убит и прапорщик погранслужбы ФСБ России в Дагестане.
Интересно и другое. Два описанных нападения на ППС, убийство пограничника и майора Абдулмуталимова, были совершены после ликвидации 17 ноября, по данным силовиков, лидера махачкалинского подполья Вадима Бутдаева и его группы. Именно это НВФ, по данным Министерства ВД по РД, было причастно к целой серии атак на милицейские УАЗы и убийств офицеров МВД. Источник в ФСБ, комментируя этот факт, заявил, что 17 ноября была ликвидирована лишь часть махачкалинской группы во главе с её лидером: «Последние нападения – дело рук подгруппы Бутдаева, которая влилась в группу Омара Шейхулаева, возглавляющего теперь махачкалинскую группу. Вместо убитых членов НВФ вербуется молодёжь, которая действует дерзко, не задумываясь о потерях среди мирного населения. У новых членов нет никаких моральных принципов по сравнению с их предшественниками: они убивают просто за то, что человек носит форму».
Номер газеты