[ Совет покладистых дедушек? ]

19 мая в Кремле под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, посвящённое ситуации на Северном Кавказе. На нём Элла Памфилова предложила сформировать в СКФО постоянно действующий совет старейшин.

Глава государства подчеркнул, что коррупция на Северном Кавказе угрожает национальной безопасности и является фактом прямого пособничества сепаратистам. Ещё одной важной проблемой региона является проявление недоверия к выходцам из Кавказа в других регионах России и отток русских из северокавказских республик. По мнению президента, для решения проблем региона органы власти всех уровней должны активно сотрудничать с неправительственными организациями.
Глава Совета Элла Панфилова озвучила предложение сформировать на Северном Кавказе постоянно действующий совет старейшин, сказав, что «к сожалению, пока власти в регионах нередко проигрывают и боевикам, и другим несистемным силам в идеологии».
Также правозащитница отметила, что большой проблемой для Северного Кавказа являются дискредитировавшие себя местные суды, которые часто под разными предлогами отказываются принимать дела к рассмотрению. На что президент заявил, что он категорически против таких фраз, потому что они свидетельствуют о развале правовой системы и абсолютном неуважении к суду. Панфилова рассказала президенту о том, что «в борьбе за прибыльные места местная элита нередко прибегает к помощи боевиков для устранения своих конкурентов».
По словам Медведева, общественный совет при полномочном представителе – это абсолютно правильная идея. Он поручил Александру Хлопонину создать такую структуру наряду с советом старейшин. «Нужно действительно только подумать над тем, как он будет выглядеть, – сказал Медведев. – И самое главное – чтобы его решения были действенными, а не просто попыткой выпустить пар».
Лейтмотивом этой темы прозвучали слова Панфиловой о том, что если работать в этом направлении, то нужно понимать, каким образом будет осуществляться связь между этими решениями и актами власти.
Александр Хлопонин отметил, что хотелось бы, чтобы результатам этих встреч соответствовали те акты, которые потом будут приниматься на уровне государства, регионов и так далее, «чтобы это хотя бы между собой каким­то образом стыковалось».
На совещании с докладом выступил и представитель правозащитного центра «Мемориал» в Дагестане, журналист Заур Газиев. Он подчеркнул, что ситуация в Дагестане отличается от ситуации в России.
«Если мы так начнём рассуждать, то тогда нужно умыть руки и сказать: “Пусть этим занимаются другие”, – возразил Дмитрий Медведев – Дагестан – это Россия, и я просил бы всех использовать только такую терминологию».
Известный аварский поэт Адалло так прокомментировал «ЧК» предложение о совете старейшин: «Можно было бы очень резко возразить. Ведь предыдущая встреча президента с религиозными деятелями ничего не дала. Раз власти России пошли на такую встречу, дайте дагестанским властям – хорошие они или плохие, какие бы они ни были: и МВД, и прокуратуре республики, и ФСБ, всем министрам – дайте им всем возможность навести порядок здесь. А пока идёт прямая диктовка из Москвы, они все парализованы и не могут ничего, кроме прямых указаний, делать».
На вопрос, хотел бы он принимать участие в таком совете старейшин, Адалло ответил, что «его никогда не допустят в общественные организации подобного рода, а посадят туда своих покладистых дедушек, «орденоносцев», которые будут во всём потакать правительству». Он также отметил, что хотел бы видеть в этом совете людей, понимающих ислам, современность, которые хорошо помнят историю, писаные и неписаные законы Дагестана, чтобы от них веяло мудростью, а не повторением правительственных тезисов.  
Номер газеты