СКВЕРная проблема

Семендер – один из депрессивных и неблагоустроенных посёлков в Махачкале с населением 40 тысяч человек. Местные жители всё просят власти заасфальтировать внутрипоселковые дороги, в то время как уныние этого посёлка в том числе необходимо разбавить парками, скверами, детскими площадками, строительство которых упирается в длительные земельные споры.

В 2019 году на клочке улицы Казбекова в Семендере впервые открыли площадку, претендующую на определение «общественное пространство»  – сквер, здесь же установили качели для детей. На этом предназначенном для отдыха и досуга клочке не умещаются даже те семендерцы, которые не поленились его посетить. В летнее время, рассказывает представитель  общественной организации по развитию гражданского общества «Семендер» Абдулмумин Алиев, здесь очень тесно. В 2019 году по заказу Управления жилищно-коммунального хозяйства Махачкалы появился проект благоустройства территории сквера по ул. Казбекова, то есть планируется продолжить сквер. Но к работам невозможно приступить. Администрация не может распоряжаться участками, признанными частной собственностью.

По проспекту Казбекова в посёлке Семендер, заявляют общественники, вдоль федеральной дороги М-215 самовольно захвачены земли.

Согласно генплану Махачкалы, земельные участки, которые в настоящее время через суд пытается отбить общественная организация и истец – Управление имущественных и земельных отношений Махачкалы (УИиЗО), относятся к зоне озеленения общего пользования. Территория не предназначена для индивидуального жилищного строительства. Три участка с кадастровыми номерами  030:959, 030:1814 и 030:1347, на которых в настоящее время стоит часть сквера, удалось отсудить и вернуть в муниципальную собственность. Осталось, поясняет Алиев, ещё два: 030:1813 и 030:1349.  В настоящее по ним идут судебные разбирательства с целью «истребования из чужого незаконного пользования в пользу администрации». Что примечательно, отметил Алиев, участок 030:1813 образован путём межевания участка 030:1685, в результате которого также образован участок 030:1814, который судами трёх инстанций признан выделенным незаконно. 

26 января этого года судья Кировского районного суда Махачкалы Гаджимагомед Гаджимагомедов поддержал бывшего и настоящего владельцев участка 030:1813 Мурата Беркиханова и М. Капланову,  в полном объёме отказав УИиЗО в удовлетворении иска. Суд посчитал, что участок выделен в законном порядке.

В ходе полученных из ЕГРН сведений, утверждал истец, выявлено, что Беркиханов зарегистрировал право собственности на земельный участок на основании подложного постановления администрации Махачкалы от 1996 года, в связи с чем кадастровый паспорт должен быть признан недействительным. При этом суд, считает истец, должен был учесть положительное решение Кировского районного суда от 13.02.2019 года по участку 030:1814. Третьим лицом в суде выступала общественная организация «Семендер». Но судья, отмечают общественники, исключил её из процесса из-за её «активного участия».

«После многочисленных обращений во властные структуры Махачкалы и правительство Дагестана мы добились от мэрии подачи исковых заявлений в суд. В отношении земельного участка, по которому Гаджимагомедов вынес решение не в пользу города, уже третий год идут судебные  разбирательства. А наш адвокат доказал факт кражи этого участка у муниципалитета», – говорит Алиев. 

Также судья Гаджимагомедов утверждает, отметил собеседник «ЧК», что УИиЗО не имеет права обращаться в суд в качестве истца, «якобы администрация города должна обращаться с иском в суд». 

«В этой связи внимание Гаджимагомедова было обращено на решение Собрания депутатов Махачкалы от 24.12.2015 года, согласно которому данное управление  – правопреемник прав и обязанностей Управления архитектуры и градостроительства администрации Махачкалы в сфере земельных отношений и муниципального земельного контроля», – отметил Алиев.

В качестве ответчиков, пояснил он, проходят два человека, так как не было поддержано исковое требования управления о наложении на оспариваемый участок ограничительных мер в период судебных тяжб. Беркиханов за это время продал участок Каплановой, которая считает себя добросовестным покупателем. Управление также просило признать ничтожным договор купли-продажи, в чём ему было отказано. Отстранённый от участия в процессе актив общественников решил испытать судьбу попыткой лишить Гаджимагомедова статуса судьи «за решение не в пользу народа».

В феврале этого года они составили коллективное обращение в адрес врио главы Дагестана Сергея Меликова, начальника Управления ФСБ РФ по РД Алексея Егорова, прокурора РД Алексея Ежова, председателя Верховного суда РД Сергея Суворова и других лиц.  

Адресатов просят проверить наличие коррупционного момента при вынесении решения, а в случае обнаружения поставить вопрос о соответствии занимаемой должности. Общественники просят принять решение вплоть до увольнения и возбуждения в отношении Гаджимагомедова уголовного дела.

На решение Гаджимагомедова подана апелляционная жалоба. Рассмотрение должно состояться в Верховном суде Дагестана в конце марта.

Администрация Кировского района Махачкалы, к которой территориально и административно относится Семендер, считает, что посёлок обделён общественными пространствами.

Стоя вместе с общественниками на территории имеющегося скверика, глава района Салих Сагидов отметил: «Семендер – самый бурно развивающийся посёлок и единственный в городе. Благодаря нашей общей работе мы видим сквер протяжённостью 100 метров. У нас также проводится работа по возврату оставшихся земель. Спасибо за то, что вы всегда нас поддерживаете. По странным обстоятельствам районный суд мы проиграли. Надеемся, что Верховный суд примет правильное решение в пользу наших горожан, и так мы обделены этими общественными пространствами».

«ЧК» ожидает комментария администрации Кировского района. В частности, нас интересует, была ли просьба от владельцев участков до начала судебных разбирательств выкупить участки или обменять их на равнозначные, или были ли у города предложения обменять или выкупить их. ]§[

Номер газеты