[ Сила голоса ]

Гул в зале, отсутствие внимания к докладчику, механическое поднятие рук во время голосования… Так вчера в Махачкале принимались республиканские законы. Сессии Народного Собрания, являясь видимой частью работы дагестанского парламента, давно себя дискредитировали, превратившись в мероприятия, где без выражения и интереса читают доклады, написанные бюрократическим языком, поэтому их мало кто понимает и слушает. Кстати, на предшествующем сессии президиуме спикер Магомед-Султан Магомедов выразил недовольство тем, что законопроекты приходят в НС РД из правительства за пару дней до президиума. Тогда отрешённость депутатов от повестки дня объяснима: они просто не знают, о чём идёт речь в принимаемых ими же законах. И, судя по отсутствию массовых возмущений, их такая ситуация устраивает.

Перед началом обсуждения повестки дня депутатами Народного Собрания стали бывший глава Гунибского района Абдухалим Мачаев (таким образом реализовав первую часть рокировки, согласно которой он занял в НС РД место Данияла Алиева, который, в свою очередь, стал и. о. главы Гунибского района) и Магомед Ахмедович Магомедов от Хунзахского района. Последнему, как поясняют в аппарате Народного Собрания, достался вакантный мандат Сулеймана Керимова, ушедшего на повышение в Совет Федерации. Уже под занавес сессии депутаты проголосовали за то, чтобы наделить Мачаева полномочиями зампреда комитета НС РД по бюджету и налогам.

Затем народные избранники утвердили в должности мировых судей, которых представил председатель Верхсуда РД Руслан Мирзаев. Большинство из них были моложе сорока лет. Встречались и известные имена, например, Мащилиев Камиль Мусаевич (похоже, что сын бывшего главы ГЕРЦ Мусы Мащилиева).

Кстати, один из позже принятых на этой сессии законопроектов гласил о том, что мировые судьи, впервые назначенные на должность, будут проходить профессиональную переподготовку в образовательных учреждениях Москвы и Краснодара. При этом зарплата и стаж судьи будут сохраняться. То есть законопроект не только констатирует факт того, что в мировые судьи идут неподготовленные юристы, но ещё и даёт им право полгода (максимальный срок, предоставляемый на переподготовку) прохлаждаться (мы ведь с вами знаем, как в Дагестане проходят всякие повышения квалификации, аттестации и прочее) за счёт государства, то есть нас с вами.

Обсуждение, казалось бы, важнейшего вопроса, касавшегося исполнения бюджета за 2010 год, также не вызвало ажиотажа. Во время содоклада председателя Счётной палаты Малика Баглиева, основной докладчик – министр финансов Абдусамад Гамидов вышел из зала.

Между тем глава контрольного ведомства указывал на многочисленные нарушения в процессе исполнения бюджета. Сказав, что проверка проводилась всего полтора месяца и только в некоторых муниципальных образованиях, Баглиев приводил примеры бюджетных нарушений: незаконное получение субсидий; невыполнение мелиоративных работ, несмотря на их финансирование; нецелевое использование бюджетных средств; освобождение от уплаты земельного налога ряда муниципальных учреждений; включение в план строительства новых объектов, тогда как строительство старых ещё не завершено – это лишь верхушка айсберга распила по-дагестански.

Ещё одной околобюджетной кормушкой может стать создаваемый дорожный фонд Республики Дагестан, законопроект о котором также был принят на сессии.

В целом же, дефицит бюджета-2010 составил порядка двух миллиардов рублей. Немного подправить это положение, по мнению Минфина, должно будет увеличение на 0,2% налога на имущество организаций. А разгрузить главный финансовый документ республики помогут ежемесячные доплаты к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности в РД, которые установлены соответствующими поправками к закону о госдолжностях.

Шум в зале, который не утихал на протяжении всего заседания, поубавился, когда на трибуну вышел председатель комитета по законодательству Магомед Амиров. Всё-таки схожесть его голоса с отцовским дала о себе знать (в ближайших номерах «ЧК» мы вернёмся к теме исполнения бюджета и анализа принятых актов, – Прим. ред.).

Стоит отметить, что наши депутаты не только сами не читают законы перед принятием, но и делают всё возможное, чтобы граждане не могли знакомиться с принимаемыми нормативно-правовыми актами. Например, не совсем понятно, почему сессию НС РД проводят в четверг, тогда как это день выхода в печать большинства еженедельников республики. По сути, за неполных два часа сессии журналисту приходится заниматься стенографированием мероприятия, а не изучением законов и составлением анализа. Законопроектов принимается от 10 до 15, объёмом в сотни страниц, в которых расписано: сколько миллиардов денег израсходовано, кем, когда и т. п. А ведь какая-то часть этих средств израсходована не по целевому назначению. Часть – попросту сворована чиновниками. Все эти факты должны быть достоянием общественности. Иначе Народное Собрание придётся переименовать в парлаМЕНТ, поскольку поведение депутатов ассоциируется с поведением нашей милиции-полиции. К тому же Магомедсалам Магомедов в своём послании НС РД говорил об открытости органов власти и обязанности государства информировать общественность о происходящих процессах.

Поэтому либо депутатам нужно перенести свои заседания на понедельник (чтобы СМИ могли более качественно освещать деятельность НС РД), либо «деятельность» депутатов будут освещать на экстремистских сайтах. 

Номер газеты