[ Сеть или Совет?.. ]

7 июля в конференц-зале газеты «Черновик» прошла конференция, посвящённая вопросам защиты прав человека. Организатором мероприятия выступила глава общественной организации «Матери Дагестана» Светлана Исаева. Активное участие в ней принял исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарёв. (на фото)

Открывая конференцию, Пономарёв говорил о необходимости объединить правозащитную деятельность всех организаций: «Мы считаем, что необходимо создать подобный Совет и здесь, в Дагестане, ведь в республике, это надо признать, идёт гражданская война». Целью собрания правозащитник назвал учреждение Совета по защите прав человека в Дагестане.
Участники конференции живо откликнулись на идею объединения правозащитных организаций, но полемику вызвало именно слово «Совет».
Умар Джавтаев («Альтернатива насилию»): «Создание Совета по защите прав человека – это хорошо, но лучше будет создать некую сеть правозащитных организаций, чтобы обезопасить данное начинание от появления вертикали власти, от бюрократизации, перетягивания одеяла на себя. Свободная сеть будет более эффективной».
Представитель Московско­Хельсинкской группы Абдурахман Юнусов (газета «Дагестанский ракурс»):«Я давно думал о создании объединения, но эта идея погасла из­за боязни правозащитников подвергнуться бюрократизации…»
По вопросу создания Совета озвучил своё мнение и глава юридического отдела «ЧК» Биякай Магомедов: «Нельзя класть все яйца в одну корзину. В ситуации, когда мы обращаемся к власти, гораздо легче будет отказать одной организации, чем, например, пятидесяти. Больший эффект будет иметь полсотни обращений, нежели одно».
Магомед Шамилов (Профсоюз работников органов милиции и прокуратуры) высказался за создание Совета: «Объединение только усилит и сплотит нас в противостоянии чиновничьему произволу».
Представители организаций «Борец за справедливость» и «Альтернатива насилию» скептически отнеслись к созданию Совета. Умар Джавтаев отметил, что конкретики в Совете не будет и он быстро распадётся.
«Ничего плохого в создании Совета я не вижу, мы можем действовать как от имени Совета, так и от своего имени; никто свободу у правозащитников не отнимает», – попытался найти консенсус Исалмагомед Набиев (Независимый профсоюз водителей и предпринимателей).
Примирила спорящих журналист Зарема Гасанова: «Сеть создавать нет необходимости, она и так есть. Когда что­то случается, мы все поддерживаем друг друга, и это имеет действие. А что касается спора о Совете, то, по­моему, всё дело в названии. Давайте назовёмся не Советом, а Объединением…»
Идея была встречена аплодисментами. Собравшиеся решили создать Объединение правозащитников Дагестана, координирующее работу правозащитных организаций с органами власти.
Затем Светлана Исаева зачитала тезисы из обращения правозащитников к президенту Магомедсаламу Магомедову:
1. Прекратить похищения и внесудебные казни. Отменить закон «О ваххабизме» (на что Пономарёв добавил: «Экспертиза признала этот закон абсолютно неконституционным». Прим. ред.).
2. Прекратить преследование одних религиозных течений и поддержку других.
3. Освещать в СМИ результаты борьбы с коррупцией.
4. Предоставлять информацию о тайных захоронениях похищенных лиц.
5. Незамедлительно оповещать о задержании родственников лиц, взятых под стражу.
6. Запретить работникам ПО скрывать лица под масками, а также ездить на машинах без номеров.
7. Обязать работников ПО предъявлять документы.
8. Проводитьспецоперации соразмерно угрозе (и, как добавил Джавтаев, обязательно оповещать участкового милиционера о проводимой на его территории спецоперации. – Прим. ред.).
9. Дать возможность не запятнавшим себя кровью реабилитироваться, начать новую жизнь.
Лев Пономарёв попросил доработать тезисы обращения и обещал передать его Уполномоченному по правам человека в РД…  
Номер газеты