[ Сдался и сдал ]

В самый разгар экономического форума в разных частях республики проходили силовые операции правоохранительных органов против членов диверсионного подполья. Примечательно, что очаги вооружённого противостояния разгорелись в доселе относительно спокойных частях Дагестана. За три дня в общей сложности убиты 8 боевиков.

Впервые в современной истории республики эпицентр противодействия подполью переместился в самый северный город Дагестана – Южно-Сухокумск. В субботу утром в одной из квартир многоквартирного дома города была заблокирована группа боевиков. Решением оперативного штаба по РД в микрорайоне был введён режим контртеррористической операции (КТО). По утверждению представителя национального антитеррористического комитета (НАК), в течение четырёх часов с заблокированными велись переговоры, однако они отказались сдаться. Около полудня началась активная фаза спецоперации с применением пулемётов и гранатомётов. Ближе к шести часам вечера штурм завершился. Среди обломков полуразрушенной квартиры были обнаружены тела шестерых человек, в том числе и одной женщины.

Опознали убитых почти сразу же: среди них лидер кизлярской диверсионно-террористической группы Рустам Гасанов (Умарасхаб) и его жена Джамиля Макагаджиева. Остальные – Магомед Абдулмуслимов (уроженец Ростовской области), Абдулазиз Магомедгаджиев (выходец с Тюменской области) и местный житель Нурмагомед Магомедов. Шестой убитый – хозяин квартиры Хайбула Лабазанов. Он, по версии силовиков, долгое время предоставлял боевикам жильё, а также обеспечивал их продуктами питания и медикаментами.

Источник в правоохранительных органах республики сообщил нам, что за данной группой наблюдение велось в течение нескольких недель, а за два дня до спецоперации у силовиков была возможность нейтрализовать их в момент, когда они двумя группами направлялись в сторону Южно-Сухокумска. Но, подчеркнули нам в НАК, предполагалось, что боевиков удастся уговорить сдаться…

Однако через два дня после спецоперации отец убитого Абдулазиза, Хайдарбек Магомедгаджиев, выступил с заявлением о том, что его сын не был причастен к вооружённому подполью. По его словам, Абдулазиз никогда не держал в руках оружия, а в тот день гостил у своего друга Хайбулы Лабазанова. «Сыну удалось выпрыгнуть в окно, но ему прострелили ноги, а затем выстрелили несколько раз в упор», – говорит отец. Но в НАК нас заверили, что Магомедгаджиев и ещё один из заблокированных в квартире боевиков действительно попытались прорваться через окружение, выпрыгнув в окно, но были убиты. У обоих, утверждают в ведомстве, в руках было автоматическое оружие.

Отметим, что ещё недавно лидером кизлярской группы боевиков значился Ахмед Идрисов. Но, по некоторым данным, после крупной антитеррористической операции в бассейне реки Таловка, год назад, Идрисов перебрался в соседнюю Чечню, а его место занял Гасанов.

В тот же день к нам поступила информация о боестолкновении в Ахтынском районе. Как сообщали местные жители, в лесном массиве возле села Кашкент. Однако позднее пресс-служба МВД республики опровергла данную информацию, сказав, что в районе проводились плановые мероприятия по прочёсыванию леса и ничего более.

 

КТО в Шамхале

 

На следующий день очередной режим КТО был введён в пригородном посёлке Махачкалы – Шамхале. Первые единицы бронетехники начали заезжать сюда ещё утром. Все действия проводились в течение четырёх часов. Всё ограничилось подворными обходами, хотя и сообщали силовики о блокировании в одном из домов группы боевиков. 

Примерно в 14:00 с редакцией связались местные жители и сообщили о начале стрельбы. Позднее выяснилось, что на окраине посёлка был обнаружен летний блиндаж, в котором укрывался активный член местного подполья – 34-летний Исак Магомедов. Бой, по словам шамхальцев, продолжался до 18:00. Убитого Магомедова опознали утром следующего дня. В НАКе утверждают, что он являлся ближайшим помощников лидера шамхальской диверсионной группы, Магомеда Юсупова.

 

Охота на охотников

 

В конце прошлой недели редакции стали известны некоторые подробности спецоперации, прошедшей в минувшую субботу. Напомним, в Редукторном посёлке Махачкалы была заблокирована квартира в одном из многоквартирных домов. После двухчасовых переговоров силовикам сдался Нурмагомед, по уточнённым данным, Хираев, а не Хизриев, как мы писали в прошлом номере.

Как нам сообщили в спецслужбах республики, Хираев как только сдался в присутствии своих родственников признался в том, что принимал активное участие в убийстве пятерых охотников из Карабудахкента в феврале этого года. Действовал в составе кадарской диверсионной группы под руководством Рустама Асельдерова. Тела братьев Османа и Руслана Камалутдиновых, Абдузагира Абдуллаева, Курбана Насухова и 50-летнего Магомеднахмина Исрапилова были найдены 27 февраля со следами насильственной смерти в нескольких километрах от Карабудахкента.

Представитель УФСБ по республике приводит отрывок из признаний Хираева. В нём говорится, что в тот день трое охотников случайно наткнулись на блиндаж боевиков. В этот момент у них якобы сломалась машина. Осман позвонил своему брату Руслану. В это время, признаётся задержанный боевик, они и поймали охотников. После того как их связали скотчем и проволокой (в этом также признался Хираев), боевики поинтересовались, знает ли ещё кто-нибудь о том, что они здесь находятся. Охотники ответили, что местный егерь, Магомеднахмин Исрапилов. «Боевики поехали в село, вызвали его из дома и насильно привезли к остальным охотникам, – ы – а затем всех расстреляли…»

Помимо этого, результаты экспертизы по пуле-гильзотеке установили, что из оружия, найденного у Хираева, в сентябре прошлого года был убит имам Кадарской мечети Зайнудин Дайзиев.

Номер газеты