[ Самый гуманный… ]

В минувшую среду закончился процесс по иску администрации Махачкалы о защите деловой репутации к газете «Черновик» и к автору статьи «Кривые вопросы» («ЧК» №25 от 30.06.2011г.) Маирбеку Агаеву. Судья Советского суда Магомедов Рашидхан в блицтреке рассмотрел дело, не прекращая его с пятницы по среду. Четыре дня подряд.

В пятницу был допрошен эксперт-лингвист Республиканского центра судебной экспертизы при Минюсте РД Курбан Керимов. Назвать его экспертом можно с большой натяжкой. Данный представитель экспертного сообщества поставил под вопрос сам факт существования Института лингвистической экспертизы в Дагестане. По мнению стороны защиты ответчика, экспертиза, подготовленная Керимовым, содержит множество противоречий. Помимо этого, в тексте экспертизы множество стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок. При допросе же все сомнения относительно квалификации эксперта были развеяны. Керимов не смог ответить правильно на поставленный вопрос и сказал, что в выражении «задний ум», слово «ум» является подлежащим, а слово «задний» – сказуемым (!). Выражение «задний ум», являющееся фразеологизмом, убеждал эксперт, употреблено в тексте «…в прямом значении». В конце допроса на вопрос: почему слово «умолять» он использовал в значении «умалять», он ответил, что ранее (до суда) ему не было известно о том, что между этими словами есть разница, и признал, что это является ошибкой. В начале же допроса Керимов заявлял, что это всего лишь опечатка.

Во вторник в качестве специалиста выступила Патимат Лекова – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филфака ДГУ. Она дала замечания по двум наиболее «ярким» моментам экспертизы и отметила большое количество ошибок эксперта.

В тот же день суд заслушал свидетелей истца – представителей администраций посёлков Ленинкент, Новый Хушет и Семендер. Первых двух понять не сложно: Зайнутдин Мугудов (глава Ленинкента) и Арац-али Исмаилов (глава Нового Хушета) назначены на свои должности совсем недавно. Но то, что учудил замглавы Семендера Мама Мамаев, застало врасплох даже судью. Клятвенно обещав не врать и не молчать, Мамаев вдруг принял позу надутой экзотической птицы и заявил: «Я ни на чьи вопросы отвечать не буду». Судья попытался урезонить его, но тщетно. «Мне сказали иди, и я пришёл», – не унимался замглавы.

– Кто сказал?

– Глава Кировского района Ахмед Нахаев.

Суд частично удовлетворил исковые требования администрации Махачкалы. Он признал сведения, изложенные в статье, порочащими, взыскал с ответчика 100 тыс. рублей компенсации ущерба. Вместо заявленных 3000000 рублей. И обязал газету опубликовать опровержение. Решение не вступило в законную силу. Мы намерены обжаловать данное решение в кассационной инстанции. 

В марте этого года вступил в силу закон «О судах общей юрисдикции в РФ». Закон устанавливает, что с 1 января 2012 года апелляция должна применяться по всем гражданским делам. В таком случае, мог ли принять судья Магомедов подобное решение в январе 2012? При апелляции решение суда первой инстанции пересматривается по существу всего дела, с вызовом свидетелей, изучением доказательств в целом, а не по отдельным процессуальным вопросам.

Номер газеты